Объект и предметгендерологии и феминологии представлен на СЛАЙДЕ 6.

Основатель движения «Молодая Италия».

Не дают правильного аккорда».

Без которых струны человеческой души

ЛЕКЦИЯ №1 Теоретико-методологические основы гендерологии и феминологии

«Мужчина и женщина - это две ноты,

Джузеппе Мадзини (1805-1872),

Гендерология и феминология – междисциплинарные науки. Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология,и др. (СМ.СЛАЙД 2) и используют следующие основные методы исследования: социологический,аксиологический,функциональный,институциональный, (См.СЛАЙД 3).Обратившись к работам Эдуарда Понуждаева, мы можем отметить, что гендерология, как и феминология молодые науки (учения) и уж совсем мало развита – андрология. Э.Понуждаев предлагает схему объективно-предметной взаимосвязи этих учений (по его словам) (См.СЛАЙД 4).(См.СЛАЙДЫ 5,7)Рассматривая методологию гендерологии и феминологии можно выделить: Систему принципов, методов И Базовых понятий. (Раздать студентам Приложение 1 -2).

Рассматривая дефиницию «гендер», мы можем отметить, что ни в зарубежной ни в отечественной литературе общепринятого определения нет. Однако попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия были предприняты многими, как отечественными О.Воронина, И.Т.Клименкова, С.Айвазова, Н.И.Абубикирова и др., так и зарубежными исследователями Рода Ангер, Джудит Лорбер и др.

В 1958г.Роберт Столлер(психоаналитик)впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер» и предложил использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственность природы.

В 1963 году он выступил в Стокгольме на конгрессе психоаналитиков, сделав доклад о понятии социополового (или как он назвал гендерного)самосознания, разделил на биологическое (биология и физиология) и культурное (психология, социология, культурология).

В 1975 г. Гейл Рубин(антрополог) рассматривает гендер как комплекс соглашений, регулирующий биологический пол как предмет общественной деятельности. В 80-е годы это определение становится основой для разнообразных концепций.

(В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика»).

В разных книгах даются различные определения «гендера». Рассмотрим некоторые из них – задание студентам: выделить ключевые слова в представленных понятиях (дефинициях).

***Г.И. Карелова («Женщины обновляющейся России: опыт реализации гендерного подхода», М., 1997г.) рассматривает понятие Гендеркак социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейные роли и репродуктивного поведения.

Т.О. Необходимо сказать, что всеми авторами подчеркивается отличие гендера от биологического пола, тем, что отмечается социальная природа его происхождения. Также важно выделить: во-первых гендер рассматривается как социальный конструкт; во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами предписанными и воссоздаваемыми обществом.

В связи с этим можно констатировать, что Пол и гендер– взаимосвязанные понятия. Первым обозначают совокупность контрастирующих биологических признаков особей одного вида, обеспечивающих размножение организмов. Вторым – комплекс соматических, репродуктивных, социально-культурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. Или как нам дает расшифровку этого понятия Новейший философский словарь, что «Гендерявляется социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий или это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Стр.155.»

Галина Михайловна Андреева отмечает, что изучение «гендера» осуществляется на трех уровнях: Индивидуальном,Структурном И Символическом: (См. СЛАЙД 8).

См. СЛАЙД 9. В зарубежных и отечественных исследованиях выделяются три теории гендера:

Первая теория- Теория социального конструирования гендера, или понимание гендера как социальной конструкции. С этих позиций дается определение гендера как "организованной модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемой основными институтами общества".

Так. О. Воронина выделяет два постулата такого подхода:

1) гендер конструируется (строится) через определенную систему социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, стереотипов, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.

Вторая теория- базируется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации (Макс Вебер(Карл Эмиль Максимилиан 1864-1920 -немецкий социолог, философ и историк, конца 19-начала20 веков) и Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968-русскийи американский социолог). Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера. стратификационными категориями выступают класс, раса, возраст.

Французская феминистка Тереза Лауретис считает гендер "процессом, который конструирует социально-нормативный субъект через построение различий по полу, связанных в свою очередь с расовыми, этническими, социальными различиями".

Т.О. уместно рассуждать не просто о стратификационной системе общества, но и о гендерно-стратификационной, где наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания: гендер - класс; Гендер-статус; Гендер-раса; Гендер-этнос и т.д.

Центральное место отводится категории власти.Именно через категорию власти и доминирование определяются гендерные роли. Поэтому исследования гендера как стратификационной категории - это не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни Мужчины и Женщины, а анализ власти и доминирования, утвержденных в обществе через гендерные отношения.

Третья теория- понимание гендера как культурной метафоры. Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов: мужское- рациональное, духовное, божественное, культурное; женское- чувственное, телесное, греховное, природное. Здесь неявные ценностные ориентации. Мужское, или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим; а определяемое как "женское" - негативным, вторичным, субординируемым. Это распространяется и на парные категории за пределами пола, тоже приобретающие гендерную окраску: природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное и т.д. Так создается метафора пола и женское приравнивается к природе как объекту, которым овладевает через познание и деятельность мужчина - дух… Такая поляризация, по мнению Ворониной, стала основой традиционной европейской культуры, в том числе и науки.