III период
I период II период IV период V период
Критические периоды развития эмбриона.
|
I. Период предимплантационного развития – 10 дней– от начала оплодотворения до имплантации. Среди причин определяющих неудачу в первом критическом периоде, ведущая роль принадлежит неполноценности последующей имплантации зародыша или даже невозможности её осуществления; яйцеклетка в этот период не связана с материнским организмом Этот период характеризуется действием закона ”всё или ничего”.
II. Период органогенеза и плацентации – 10 дней– 12 недель.Наиболее чувствительной к вредным влияниям фазой развития плода являются 3-6 недели онтогенеза. Действие повреждающих факторов обычно вызывает уродства различных органов и систем. Ярким примером является талидомидная катастрофа на Западе. Имеет значение также срок гестации, например: если беременная переболела краснухой до 8 недель беременности, то в 70-80% случаев возникают множественные уродства плода(аномалии развития сердца, глухота, катаракта, микрофтальмия, микроцефалия); действие вируса краснухи в сроке 8-12 недель вызывает уродства в 50% случаев; а после 12 недель – лишь в 4% случаев.
III. Период плацентации – 3–4 недели – формируется аллантоис и сосуды пуповины. В этот период под воздействием гипоксии, гипертермии, ионизирующей радиации, некоторых фармакологических средств нарушаются развитие аллантоиса и васкуляризация хориона, в результате чего возникает плацентарная недостаточность, выражением которой является гипоксия плода и врожденная гипотрофия плода. Защита плода осуществляется плацентой в ограниченных пределах; ультрафильтрация плаценты зависит от величины молекулярной массы химического вещества и осуществляется, если молекулярная масса не превышает 100.
IV. Период формирования наружных половых органов – 12–16 недели. Назначение в этот период стероидных гормонов может привести к различным изменениям половых органов, вплоть до заращения влагалища, гермафродитизма, а также развития впоследствии злокачественных новообразований.
V. Период системогенеза – 18–22 недели – формируется ЦНС, кроветворная система, адаптационные процессы. При воздействии повреждающих факторов развивается функциональная неполноценность этих систем, что приводит к возникновению физической и умственной недостаточности.