Индивидуально-речевые функции

Социально-речевые функции

За. Регулятивная функция ‒ функция воздействия. Стали классическими слова ленинградского поэта В.Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

3б. Магическая функция. Таинственная связь усматривается мифологическим со­знанием между существом и его именем, на что неоднократ­но указывали исследователи первобытных обществ Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Дж. Фрэзер. Неуместное употреб­ление имени человека или названия предмета, как считали наши предки, может иметь нежелательные послед­ствия. Отражение этого феномена можно видеть, например, в поговорке ни пуха, ни пера как пожелании удачи.

Зв. Контактная функция обеспечивает установление и поддержание этикетного контакта между людьми. Обмен приветствиями, разговор о погоде, о транспорте и т. п. ‒ необходимые составляющие повседневного общения. Бессодержательную болтовню в европейской культуре предпочитают молчанию. Правда, в других культу­рах встречается иной этикет. Так, у североамериканских: индейцев допускалось прийти к соседу, молча покурить полчаса и уйти.

4а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационально­го мышления, т. е. интеллекта личности.

4б. Эмотивная функция. Функция эмоциональной оценки происходящего, эмоциональной разрядки и впе­чатляющего выражения чувств и воли говорящего.

4в. Культурно-нормативная функция. Исторически сложившийся национальный (общенародный) язык существу­ет в следующих формах: литературный язык, народно-раз­говорная речь, территориальные диалекты, социолекты (терминологические системы, жаргоны, кастовые языки).

Культурно-нормативная функция присуща только литера­турному языку. Степень владения литературным языком ‒ показатель культурного уровня (образованности) человека.

4г. Функция идентификации индивида с группой. Владение вербальными (жаргон, слова-пароли, территориальный или социальный диалект) и невербальными специальными значениями есть знак принадлежности к той или иной со­циальной группе, например: медик, матрос, уголовник, пе­дагог, поэт и т. д. Характерный эпизод: когда академику И. П. Бардину задали вопрос: «Как вы говорите: киломЕтр или килОметр?» — он ответил: «Когда как. На заседании Президиума Академии ‒ киломЕтр, иначе академик Виног­радов морщиться будет. Ну, а на Новотульском заводе, конечно, килОметр, а то подумают, что зазнался Бардин». Здесь показательно, что академик, вышедший из заводской среды, осознает свою принадлежность к двум различным соци­альным группам, что отражается в речевой практике.

Перечисленные 15 прикладных функций языка и речи возможно реализовать, по мнению А.В.Соколова, только благодаря сущностным ком­муникационной и мыслительной функциям. Однако мыслительная сущностная функция, которую обычно не выделяют лингвисты, реализуется только в трех прикладных функциях ‒ мировоззренческая функция, функция самооп­ределения и самовыражения, функция развития интеллек­та, остальные же функции данной классификации являются реализацией коммуникационной (коммуникативной) сущностной функции.