Индивидуально-речевые функции
Социально-речевые функции
За. Регулятивная функция ‒ функция воздействия. Стали классическими слова ленинградского поэта В.Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
3б. Магическая функция. Таинственная связь усматривается мифологическим сознанием между существом и его именем, на что неоднократно указывали исследователи первобытных обществ Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Дж. Фрэзер. Неуместное употребление имени человека или названия предмета, как считали наши предки, может иметь нежелательные последствия. Отражение этого феномена можно видеть, например, в поговорке ни пуха, ни пера как пожелании удачи.
Зв. Контактная функция обеспечивает установление и поддержание этикетного контакта между людьми. Обмен приветствиями, разговор о погоде, о транспорте и т. п. ‒ необходимые составляющие повседневного общения. Бессодержательную болтовню в европейской культуре предпочитают молчанию. Правда, в других культурах встречается иной этикет. Так, у североамериканских: индейцев допускалось прийти к соседу, молча покурить полчаса и уйти.
4а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационального мышления, т. е. интеллекта личности.
4б. Эмотивная функция. Функция эмоциональной оценки происходящего, эмоциональной разрядки и впечатляющего выражения чувств и воли говорящего.
4в. Культурно-нормативная функция. Исторически сложившийся национальный (общенародный) язык существует в следующих формах: литературный язык, народно-разговорная речь, территориальные диалекты, социолекты (терминологические системы, жаргоны, кастовые языки).
Культурно-нормативная функция присуща только литературному языку. Степень владения литературным языком ‒ показатель культурного уровня (образованности) человека.
4г. Функция идентификации индивида с группой. Владение вербальными (жаргон, слова-пароли, территориальный или социальный диалект) и невербальными специальными значениями есть знак принадлежности к той или иной социальной группе, например: медик, матрос, уголовник, педагог, поэт и т. д. Характерный эпизод: когда академику И. П. Бардину задали вопрос: «Как вы говорите: киломЕтр или килОметр?» — он ответил: «Когда как. На заседании Президиума Академии ‒ киломЕтр, иначе академик Виноградов морщиться будет. Ну, а на Новотульском заводе, конечно, килОметр, а то подумают, что зазнался Бардин». Здесь показательно, что академик, вышедший из заводской среды, осознает свою принадлежность к двум различным социальным группам, что отражается в речевой практике.
Перечисленные 15 прикладных функций языка и речи возможно реализовать, по мнению А.В.Соколова, только благодаря сущностным коммуникационной и мыслительной функциям. Однако мыслительная сущностная функция, которую обычно не выделяют лингвисты, реализуется только в трех прикладных функциях ‒ мировоззренческая функция, функция самоопределения и самовыражения, функция развития интеллекта, остальные же функции данной классификации являются реализацией коммуникационной (коммуникативной) сущностной функции.