Предмет философии. Что есть философия.

Для понимания «сущности» философского знания показателен греческий миф об Афине, рождение которой как раз в дорефлексивной форме и олицетворяет переход от древней мудрости к мудрости современной, возникновение философии связывают с началом поклонения греков богине Афине. Здесь примечательно само происхождение богини из головы. Афина, как умственная деятельность, исходит из головы Зевса - как бы тотальной жизни и деятельности: от деятельности обособляется форма деятельности.

Как, скажем, от действий простого счета (перечисления чего-либо) получаются правила счета, от простого измерения - наука геометрия. Сначала жизнь протекает как бы анонимно, скрытно, а затем, вдруг, чудесно является ее осознание, схватывание опыта в его самости, тематичности. Последнее и есть деятельность философии: рефлексивный поворот взгляда от вещей и «простых переживаний» к смысловому, понятийному, осознанному опыту. Причем этой рефлексии (философии) нельзя научить: Афина бесплодна. И, как правило, в быту у обычных людей форма и деятельность слита, на их тождестве строится система воспитания человека, однако система образования, предполагающая изучение чего бы то ни было, после рождения философии, идет только по пути освоения форм, всеобщих понятий (западная модель развития человеческой культуры), идет по пути освоения знаний передаваемых словом, (ныне «словом в комплекте» с «мультимедиа»). Как раз Афина, тонким образом породившая культуру (из головы) (натура - культура, сырое - вареное и т.д.), очаровала знанием слова. Слово стало очаровывать. И, в конечном счете, Платон, впервые употребивший в тексте слово философия, замечает: «Ибо как раз философу свойственно такое изумление. Оно есть начало философии». Изумление, что то же патос (пафос)- страсть, одержимость, взирать на что-то с восхищением, с интересом.

Этимологически философия - любовь к мудрости, стремление к мудрости. Почему только стремление? Да потому, что для греков мудрыми могут быть только боги (главные черты мудрости - это знание истинной природы всех существ, улавливание связи во всех делах и ведение средств, к коим прибегают люди, умение говорить смело, беседовать о различных предметах, совершенное владение наукой доказательств, умение быстро и точно истолковывать написанное в книгах; мудр тот, кто управляется разумом, кто живет только по законам добра). Люди ниже их - они разумны, но смертны, и единственно, на что они претендуют, - это на любовь к мудрости. Но здесь возникает опасность ошибиться, необходимо определить критерий, «первичный знак» того, что правильно, а что нет. Arche (архэ) начало - краеугольный камень греческого духа. Обычная практика древних греков - искать в героическом прошлом своего рода первого героя, если такой находился (герой=полубог), это существенно повышало статус семьи. Отсюда настоящее знание - это Sophia peri arches- знание первых начал, постижение относительно начала. Поэтому мудрость у греков позитивная (действительное) знание начал, а философия - размышления о том, что такое начало, ее интересуют корни вещей («чтойность»). Для этого и нужно обратиться назад, совершить акт рефлексии. Философия - рефлексивное знание, стремление к познанию наилучшего, которое для греков было в прошлом. Размышление о том, что первично, излюбленное греческое занятие, например, что первично, яйцо или курица. В философии оно превращается в путь, который не имеет ни какой иной цели, кроме цели бесконечного познания. Философия есть деятельность ума, существующая ради самой себя, а так же способ вхождения в мыслительную деятельность, осуществить который не так то просто. В этом и состоит вся трудность предмета философии, трудность в приоткрытии скрытого, потаенного, ему она придает подлинную красоту. Если на иврите то, что скрывается, есть жизнь, то у греков - это истина. «В Греции философия сначала называлась aletheia (истина.), что означает разоблачение, обнажение, непотаенное, раскрытие. А проявить значит произнести слово: logos. Философия - слово, открытие бытия вещей, снятие с них покровов, в полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология». Она есть познание Универсума, познание сущего как сущего, мира в целом, бытия в целом (Аристотель), вечно сущего, неизменного, Бога. Хотя философия и рисует «серым по серому», все у нее смыслы без чувств, но она же и могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Сугубо выделяя роль разума, философия противостоит миру чувственного знания, миру doxa (мнений). По словам М. Хайдеггера, чувства даже самые прекрасные не имеют отношения к философии , но она же и могучее стремление к прозрачности, упорная тяга к дневному свету.

Философия - это идеал знания, а не существующая форма знания, идеал, поддерживаемый неослабевающим стремлением к истине. По словам Гегеля, для философа одно только произнесение слова «истина.» заставляет его сердце учащенно биться. Возникает вопрос: как же прикоснуться к нему, как войти в это познание? Только вопрошая, только выпытывая ответы на важнейшие вопросы, ведь философия - Важнейшее (Плотин). Для чего все существующее? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Что такое жизнь, красота, любовь, добро? Кто таков человек? Почему я существую? И так далее. Совершенно ясно, что эти вопросы - проблемы сохраняют свой точный смысл и после триумфа конкретных современных наук, ибо ни одна из этих проблем не получила, да и не может получить своего «научного разрешения». Ясна и очевидна принципиальная неразрешимость философских проблем. «Философская проблема - единственная абсолютная проблема, она представляет собой единственную чисто теоретическую позицию…» Под ногами у философа нет ни какого прочного основания, твердой и устойчивой почвы, она «апофеоз беспочвенности» (Л. Шестов). «Философ заранее отвергает любую надежность, испытывает абсолютную опасность, приносит в жертву свою чистосердечную веру, убивает в себе живого человека, чтобы преобразившись, возродиться как чистый разум, он может, как Франциск Ассизский, сказать «Я нуждаюсь в малом, и в этом малом я нуждаюсь очень мало». Или как Фихте: «Философствовать - значит, собственно говоря, не жить, а жить - значит, собственно говоря, не философствовать».

Другим наукам объект дается, а объект (то, на что направлено познание) философии, как таковой, - это именно то, что не может быть дано, поскольку он - целое, это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым, постоянно искомым. Этот путь не имеет ни какой иной цели, кроме цели бесконечного познания. Ведь «бытие - сущее выходит к свету многими путями» (Аристотель). В философском знании, по определению, нет прогресса, поскольку, с одной стороны, перед ним всегда смысл целого, а не частностей, с другой, философия - это «наука» о высшем Благе, начале всей деятельности ума. Она просто и есть это всеобщая (формальная) технология человеческой деятельности, целостная система умственной деятельности, которая ничего не имеет перед собой, кроме самой себя. Она «наука» без предпосылок, она всецело автономна, сама себе интеллектуальный закон, и она же арена борьбы, где не бывает победителей. Каждый философский ответ имеет свои pro и contra, и, в то же время, вместе они создают полноту, всеединство, например, человек - и смертное, и бессмертное существо; и тело и дух.