Концепции происхождения философии.

Мировоззрение и философия.

Предмет философии. Что есть философия.

Концепции происхождения философии.

Лекция № 1.

Тема. Философия, её значение в жизни человека и общества.

План

Возникновение философии связывает с культурным переворотом, произошедшим в VII - VI веках до н.э. К тому времени уже окончательно оформились древнейшие составные человеческой культуры (период формирования которых составил около 40 тыс. лет) - поэзия, религия, магия, миф эпос, именно в них и через них складывались духовные горизонты народных традиций, первые внебиологические традиции человеческого общежития. Своим появлением философия дополнила их тем, что, по сути, стала первым рационалистическим учением - racio - разум - учением по форме, а не по содержанию, учением, основывающимся не на принципе «делай как я», а на принципе «сказал - сделал».

Причины ее происхождения и последующего функционирования заключены в потребности человеческого духа в нетрадиционном поведении, в появлении у человека свободного выбора и условий для расширения личностных возможностей. Ее мы обнаруживает там, где окружающий человека мир приобретает черты упорядоченного целого, где на смену Хаосу приходит Космос, там, где в основу знаний о мире положен разум.

Все эти условия совершенно чудесным образом проявились в Древней Греции. Как говорит М. Хайдеггер «Философия является греческой в своей сущности: сама сущность философии коренится в том, что она завладела сначала греческим миром и только им, чтобы развернуть себя в нем». Интересна концепция М.К. Петрова, показывающая, как дом Одиссея послужил основой построения системы устройства греческого государства - полиса, и бросающая свет на чудо зарождения философии из особых социально-политических и экономических условий, т. н. социальная концепция.

Предфилософское и, прежде всего, восточное знание о мире было знанием того, откуда все происходит, знанием, представляющим собой грандиозные космогонические картины-учения или генеалогии богов - теогонии (Гесиод). Первая деперсонифицированная (отвлеченная от имен богов) модель, объясняющая мир, прообраз модели рационалистической, имела в своем содержании трехэлементную структуру: 1) существует исходное нерасчлененное целое (хаос); 2) исходное целое раскалывается на пару противоположностей (мужское - женское, сухое - влажное и т. д.); 3) все многообразие мира происходит из этих противоположностей, путем их соединения в Любви.

Однако встреча с миром греков имела кардинально другие следствия. Она вызвала до наивности простой вопрос: «Как устроен мир?» На смену «откуда» приходит «как» и «что». Собственно, этот вопрос и кладет начало рационалистической ориентации в мире.

Концепция происхождения философии, исходящая из осмысления греками существования мира, Космоса, получила название гносеологической концепции. Ее суть: 1. Философия зарождается как натурфилософия, ее интересуют вопросы, касающиеся устройства мироздания, природы, космоса. 2. Философию более интересуют не вопросы о происхождении, а вопросы о существовании этого Космоса, о подчинении этого Космоса разумным нормам. 3. Поведение человека как микрокосмоса также строится на разумных началах. 4. Гносеологическая концепция подчеркивает различие мифа и Логоса.

Концепция, введенная ученым Корнфордом, наоборот подчеркивает близость мифа, религиозного начала, и Логоса, иными словами, устанавливает происхождение философии из мифа, магии, религии, она называется мифологической концепцией. В ней дается трактовка природных явлений как явлений этических, в которых человек стремится распознать безличные нормы природы, обращаясь не к богам, а к разумным формам совместной жизни, зависящих от нравов этноса. Окружающая человека реальность всегда существует в определенных нормах, подчиняется определенным законам, поэтому поведение человека детерминируется разумным основанием.

Ведь Космос - это не только природный мир, но и социальный, порядок свойственен как миру вещей и явлений, так и человеческому обществу, представляющему собой строго организованную целостную систему. В Греции - это города - полисы, где единым организмом функционировали правовая, судебная, военная, религиозная, производственная, художественная формы жизни. Вот на эту непосредственную связь двух порядков космического и этического, природного и человеческого - указывает мифогенная концепция, при этом нужно иметь ввиду, что, если миф всегда ориентирован на прошлое, на родословные связи, на поиск первого героя, основоположника рода, то разум человека направлен на настоящее. В этом состоит главный мировоззренческий сдвиг, отделивший древний, традиционный, неизменный уклад от нового, быстроменяющегося, современного. Разум ориентирован на вопросы, прежде всего, прагматического свойства. Отсюда вытекает, что нет ни чего прагматичнее в человеке, чем разум его. И еще, если миф суггестивен, опирается на веру, на внушение, не допускает отклонений от заданных норм, то разум - на свободу, на независимое, самостоятельное поведение, на собственный выбор пути развития.

Итак, и мифогенная, и гносеологическая, и социальная концепция, как бы они не разнились между собой, сходятся в одном, главном, все они выделяют возросшую роль разума в анализе состояния мира, в нем причина произошедших в жизни древних греков перемен, выделивших их на фоне других народов. В основании философии лежит разум. Однако это еще не вполне характеризует философию как новый духовный феномен. Что же такое философия?