Документация и инвентаризация как элементы метода бухгалтерского учета. Учет результатов инвентаризации.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопровождается выполнением многочисленных и разнообразных операций. В свою очередь каждая хозяйственная операция обязательно оформляется учетными документами, в которых содержатся первичные сведения о совершенных хозяйственных операциях или право на их совершение. Документом должна быть оформлена любая совершенная операция.

Документация– это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами.
Классификация документов:

1. По назначениюраспорядительные – они содержат распоряжения (задания) на совершение определенных действий. Оправдательные - подтверждают факт свершения хозяйственных операций. Комбинированные – они сочетают в себе признаки и распорядительных, и оправдательных документов (расходно-кассовый ордер; авансовый отчет)

2. По способу отражения операциипервичные – непосредственно оформляют хозяйственные операции в момент их совершения или сразу после их совершения, сводные – отражают операции уже зафиксированные в первичных документах, и составляются они на основе обобщения информации первичных документов.

3. По степени охвата хоз.операций

а) разовые – ими оформляют одну или несколько хоз.операций, записыв. в документ одновременно. Сразу же после их составления делаются бухгалтерские записи (кассовые ордера; различные акты),

б) накопительные – они составляются постепенно на протяжение определенного периода (дня, месяца и т.д.) для отражения однородных, систематически повторяющихся операций. Накопительные документы окончательно оформляются по истечение установленного периода и передаются в бухгалтерию для отражения бухгалтерских записей (лимитная карта).

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактическо­го наличия имущества и сверки с данными бухгалтерского учета, от­раженными на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отраже­ны в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи­мые уточнения и исправления. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация является обязательным дополнением документации. Только при помощи документации и инвентаризации — в бухгалтерском учете обеспечивается полное и правильное отражение всех хозяйственных явлений.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; • перед составлением годовой бух. отчетности; • при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других ЧС • при реорганизации или ликвидации организации;

Инвентаризация проводится специальной комиссией, назначаемой руководителем предприятия и утверждаемой приказом. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. Данные инвентаризации отражаются в инвентаризационной ведомости.