Тема 2.3. ПОНЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА. СОСТАВ ТУРА. ФОРМИРОВАНИЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРОВ

Классификация туров

Тема 2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ, ТУРОВ И ПАКЕТОВ ТУРУСЛУГ

Классификации в туризме. Виды, формы туризма. Определение понятия «туристический маршрут».

Классификация туристических маршрутов и туров по признакам: сезонность действия, построение трассы маршрута, продолжительность путешествия.

Классификация пакетов туруслуг в зависимости от программы, потребительского сегмента, технологических особенностей, видов туризма и его организационных форм.

Туристическая путевка и ваучер. Туристско-экскурсионная организация. Туроператор. Турагент. Их цели и функции на туристическом рынке.

Под классификацией туристических маршрутов понимается категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов).

Единая спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации".

Основным продуктом потребления рынка туристических услуг является тур. По российскому законодательству туром является комплекс услуг по размещению, питанию, перевозке туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Возможна следующая классификация туров, выстроенная по экономическому критерию:

- фирменные туры (optimal class),

- стандартные туры (standart class),

- эксклюзивные туры (exclusive class).

Фирменные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Классические экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 2-3*, как правило, рядом со станцией метро;

- отсутствие ночных переездов;

- экскурсионную программу, знакомящую с основными достопримечательностями;

- по возможности, наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные туры отличаются необычной экскурсионной программой, проводятся всего несколько раз в год и рассчитаны на опытных путешественников.

В зависимости от мотивации выезда туристов туры подразделяются на:

курортно-лечебные, рекреационные, культурно-познавательные, спортивные, деловые, научные, религиозные, этнические и другие.

В зависимости от организационных основ туры распределяются на 2 вида:

индивидуальный тур (инклюзив-тур) - предусматривает создание пакета туристических услулг в соответствии пожеланиям отдельного туриста;

комплексный тур - создается туристической фирмой и включает в себя конкретный набор стандартных услуг (проезд, ночлеги, питание, экскурсионное обслуживание, культурная программа).

По форме организации туры распределяются на организованные, самодеятельные.

В зависимости от набора услуг различают полный пансион, полупансион, кровать-завтрак.

В зависимости от маршрута туры обычно разделяют на линейные и кольцевые.

По средствам преодоления туры бывают транспортные и пешеходные.

По масштабам туры делят на внутренние и международные.

Туристический пакет услуг - пэкидж-тур, включает не менее трех услуг, сюда входят комплексные туруслуги: питание, проживание, экскурсионно-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские, визовые и т. п. В пэкидж-тур входят также дополнительные услуги (аренда автомобиля, услуги гида-переводчика и т.д.


Туристический продукт и его составные части: туры, туристско-экскурсионные услуги, товары. Соответствие состава туристического продукта требованиям потребителей. Составление макетов туристических продуктов. Порядок разработки туристического продукта: изучение спроса потребителей, определение видов, форм, содержания и элементов продукта, периодичности его представления. Разработка вербальной модели турпродукта. Оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристического продукта. Процессы разработки и внедрения турпродукта в практику. Оптимизация туров.

Этапы формирования тура: разработка и формирование замысла тура, поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Экспериментальная проверка тура.

Этапы продвижения и реализации тура: организация допродажного и послепродажного обслуживания туристов, формирование услугопроводящей сети, разработка коммуникационной политики туристического предприятия, разработка стратегии ценообразования туров, разработка и управление ассортиментом туристических услуг.

 

Опираясь на сформулированные в литературе дефиниции, можно принять, что туристический продукт является собранием благ и услуг, приобретаемых туристами, а также туристических достопримечательностей, которые посещают туристы и которые являются предметом их особого интереса. Т.е. есть основания утверждать, что туристическим продуктом является все то, что туристическое предприятие предлагает туристам в границах трансакции продажи.

В литературе сложились два подхода, проясняющие суть этого продукта. Первый подход (узкий) трактует его как самостоятельный продукт данной организации, способный удовлетворить определенные потребности клиента, предлагаемый на рынке как отдельная услуга (нпр., ночлег в гостинице, перелет самолетом, экскурсия с экскурсоводом по музею) либо как пакет услуг, т.е. комбинация не менее двух-трех услуг, охваченных ценой. Примером такого продукта является конференция, автотур, пребывание в санатории.

В широком понимании принято считать, что туристический продукт является компонентом большей целостности, т.е. туристическим продуктом местности (региона), в котором осуществляет туристическую деятельность данный субъект. К числу таких субъектов можно отнести:

· отели, пансионаты, кемпинги и прочие предприятия, оказывающие гостиничные услуги;

· рестораны, бары, кафе, столовые и другие предприятия, оказывающие гастрономические услуги;

· культурные центры, клубы, казино;

· объединения экскурсоводов;

· пункты, оказывающие услуги по прокату оборудования;

· страховые общества;

· финансовые учреждения и пункты обмена валют;

· институты, распространяющие туристическую информацию;

· бюро путешествий.