Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма
Раздел 1. ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Лекции | Семинары | |
Раздел I. Значение туризма в жизни общества | |||
Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма | |||
Тема 1.2. Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества | |||
Раздел II. Организационные основы туризма | |||
Тема 2.1. Международная туристическая статистика | |||
Тема 2.2. Классификация туристических маршрутов, туров и пакетов туруслуг | |||
Тема 2.3. Понятие туристического продукта. Состав тура. Формирование, продвижение и реализация туров | |||
Тема 2.4. Туристический рынок. Мотивации туристов | |||
Тема 2.5. Индустрия туризма и гостеприимства | |||
Раздел III. Международный туристический рынок | |||
Тема 3.1. Характеристика международного туристического рынка | |||
Тема 3.2. Международные туристические организации и мероприятия | |||
Тема 3.3. Туроператорский, турагентский, гостиничный бизнес на международном рынке | |||
Раздел IV. Туристический рынок Республики Беларусь | |||
Тема 4.1. Современное состояние туризма в Республике Беларусь | |||
Тема 4.2. Динамика белорусского туризма. Структура рынка | |||
Тема 4.3. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Общественные организации в туризме | |||
Тема 4.4. Приоритетные направления развития туризма в Республике Беларусь | |||
Итого |
Понятия: «путешествие», «туризм». Международные определения понятий «турист», «экскурсант», «посетитель». Функции туризма: рекреационная, познавательная, развивающая, развлекательная.
Этапы развития мирового туризма в Республике Беларусь. Современное состояние и факторы развития туризма. Понятия «туристическая отрасль», «туристическая индустрия», «туристический регион», «туристические предприятия», «туристические организации», «дестинация». Условия, необходимые для успешного развития туризма: природные богатства, инфраструктура, материально-техническая база, транспорт, финансы, кадровый состав, культурный потенциал.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристического обслуживания: качество, надежность и гарантии, безопасность, оправданность цены, сегментация потребителей, сезонная дифференциация цен, скидки и льготы. Факторы, генерирующие, реализующие потребность: платежеспособность, уровень образования и культуры, религиозное вероисповедание, социальный статус и др.
Туристические дефиниции. Термины и определения, данные в статье 1 Закона Республики Беларусь «О туризме»:
туризм - временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем);
внутренний туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;
въездной туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, не проживающих на ее территории;
выездной туризм - путешествия за пределы Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально- культурные объекты, удовлетворяющие духовные потребности туристов и содействующие восстановлению и укреплению их здоровья;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность;
туристский рынок - сфера обращения туристского продукта;
туроператор - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам;
турагент - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих туристских услуг.