Цели государственного и муниципального управления

Инструментарий государственного и муниципального управления

ЛЕКЦИЯ 7

Для эффективного управления в социальной сфере, на уровне муниципального образования и тем более государства, знаний методологического и мировоззренческого характера, и даже высокого уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер, высоких нравственных качеств, так же, как и профессиональных знаний и навыков в области государственного и муниципального управления человеку все же недостаточно. Необходимо владеть еще особым инструментарием управления. Наиболее общее представление о важнейших составляющих такого рода инструментария — целях управления, методах и функциях управления — дает настоящая глава.

В общем случае цель — то, что представляется в сознании человека и ожидается в результате определенным образом направленных действий людей.

Цель — это продукт сознания, субъективное отражение объективного. Цель играет роль организующего и мобилизующего фактора, она во многом определяет все аспекты управления — формы и методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых всеми участниками деятельности.

Цели государственного и муниципального управления представляют собой состояния и показатели деятельности отраслей народного хозяйства, регионов, муниципальных образований и страны в целом, которые являются желательными, на достижение которых направлены управление и сама деятельность людей. Объективно цели государственного управления должны рождаться «внизу», идти от интересов людей, объединенных в государство.

Принято выделять следующие виды целей государственного управления:

1. сакральные (священные);

2. общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированные и качественное развитие общества;

3. социальные, отражающие состояние и уровень социальной жизни людей;

4. духовные, связанные с восприятием духовных ценностей, с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

5. экономические, характеризующие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

6. производственные, состоящие в создании и поддержании активности управляемых объектов, которые способствуют реализации указанных выше целей;

7. организационные, направленные на решение организационных проблем в субъектах и объектах государственного управления;

8. деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

9. информационные, обеспечивающие намеченные цели необходимой, достоверной и адекватной информацией;

10. разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов, и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления. Управляемые объекты государственного управления — это деятельность людей по производству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни, на которые воздействуют субъекты управления. Они имеют три уровня: человек, коллектив, социальная общность. Принято выделять следующие виды объектов государственного управления: экономические, социальные, духовные, политические.

Управляемые объекты обладают определенными свойствами:

- целенаправленность (стремление к достижению цели);

- самоактивность (устремленность к определенному результату);

- адаптивность (приспособляемость к определенным условиям, прямая и обратная связи между условиями быта и целями и задачами государственного управления);

- способность и стремление к самоуправлению. Важнейшим аспектом цели государственного и муниципального управления независимо от складывающейся ситуации является изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач деятельности объекта управления (государства в целом, региона, отрасли, муниципального образования), которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

При рассмотрении второго аспекта цели управления следует принципиально различать ситуации, когда внутреннее состояние объекта управления и его позиция во внешней среде в полной мере отвечает целям функционирования объекта и когда такое соответствие отсутствует. Если внутреннее состояние объекта управления и его позиция во внешней среде в полной мере соответствует целям и задачам функционирования данного объекта, важной целью управления является поддержание системы управления в устойчивом равновесии.

Если такого соответствия не наблюдается, а также в случае изменения обстановки и необходимости перестройки деятельности объекта управления (государства в целом, региона, отрасли, муниципального образования) цель управления изменяется. Теперь цель управления выглядит как осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке.

Оба эти аспекта цели определяются самой сущностью управления, их наличие не зависит от каких-либо аспектов деятельности объекта управления и его особенностей, в частности, от ее целей функционирования, а также от того, кто конкретно возглавляет государственный (муниципальный орган (организацию), от его деловых и моральных качеств, профессиональной пригодности, представлений о сфере деятельности и об управлении. Эти аспекты отражают объективный характер целей государственного и муниципального управления.

Вместе с тем, цели управления вторичны по отношению к целям деятельности объекта управления, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели деятельности объекта управления (построение «дерева целей»), в результате чего появляется иерархическая система частных целей (подцелей), образующих в совокупности систему целей управления. Декомпозицию целей осуществляет менеджер-чиновник высокого уровня, поэтому указанное дерево целей носит субъективный характер. Его структура, а значит и эффективность деятельности объекта управления, зависит, прежде всего, от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления.

В зависимости от сроков достижения цели государственного и муниципального управления могут быть долгосрочными (5 лет и более), среднесрочными (2-4 года) и краткосрочными (год и менее). Чем выше уровень управления, тем более менеджеры-чиновники этого уровня озабочены разработкой целей на перспективу. Определение долгосрочных и среднесрочных целей предполагает учет сложного переплетения факторов политической и экономической обстановки. Надо иметь в виду также, что краткосрочные цели более, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации участников управленческого процесса.