Тема 7. Эффективность управления

(4 часа)

План:

1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

2. Подходы к эффективному управления. Философские ориентации эффективного управления

3. Критерии эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц.

 

Сущность, критерии и показатели эффективности управления. Затраты на управление. Оценка эффективности управления как необходимое условие рационального управленческого процесса. Качество жизни граждан как основная цель общественного развития и главный критерий эффективности социального управления. Подходы к эффективному управлению. Философские ориентации эффективного управления. Критерии эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц. Проблемы эффективности российской модели управления.

 

1. Организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Поэтому управление может считаться эффективным, а организация добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты. Следовательно суть эффективности управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п.

Эффективное управление иногда рассматривается как результат решения возникающих все новых и новых проблем. Однако следует помнить, что в большинстве случаев, за исключением разве что природных аномалий, не зависящих от людей, как раз некомпетентность и бездарность управления выступают причинами самых проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество.

Общую формулу эффективности управленческого труда можно представить следующим образом:

эффект (результат)

Еу = _______________________

затраты управленческого

труда

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат[72].

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.

Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

-результат управления не всегда заключается в прибыли;

-такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

-результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

-затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить[73].

Неправомерно рассматривать эффективность как результаты разных видов конкретной управленческой деятельности. Практическая значимость всех действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной цивилизации, страны.

Для определения эффективности управления необходимы критерии, на основании которых можно было бы измерять результаты управления и высказывать по поводу них обоснованные суждения. Это тем более необходимо, поскольку среди людей весьма распространенными являются субъективистские подходы к оценке управленческих явлений.

Критерий в общепризнанном смысле означает "признак на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило"[74]. В этой связи можно согласиться с точкой зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что "критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления его соответствие потребностям и интересам обществам"[75].

Каждый из видов управления имеют свои критерии эффективности. Например, социальная эффективность отличается от экономической прежде всего спецификой числителя: здесь используются показатели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей, - показатели смертности и рождаемости, реальных доходов населения, количества студентов и т. д.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.

К критериям эффективности социального управления можно отнести:

-уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;

-темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

-уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

-упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

Необходимо различать понятия критерий и показатель эффективности. Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают ее уровень. Например критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики.

Под критериями понимают наиболее общую количественную характеристику результатов управленческого труда. Отдельные результаты деятельности аппарата управления являются показателями управленческого труда. Они носят подчиненный характер по отношению к критерию и являются основой при его определении.

К показателям характеризующим труд в сфере управления относятся:

-снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

-сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;

-сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Вышеуказанные показатели относятся к количественным и измеряются. Что касается таких показателей в сфере управления как повышение квалификации управленческого персонала, качества работы, улучшение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления и другие, то они не измеряются вообще или измеряются неполно[76].

В обществе интегрирующим показателем эффективности управления является повышение качества жизни граждан при наименьших затратах ресурсов. Именно качество жизни – основная цель общественного развития и главный критерий эффективности[77]. Кроме того, ориентацию на человека, "человеческий ресурс" необходимо рассматривать как решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.

Критерии и показатели дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. К числу экономических критериев и показателей относятся:

-темпы роста;

-совокупный национальный доход;

-рост производительности труда;

техническая оснащенность производства;

-др.

К социальным критериям относятся:

-душевой доход;

-семейный доход;

-минимальный прожиточный уровень;

-потребительская корзина;

-др.

Политическая сфера характеризуется следующими критериями:

-развитостью демократических институтов;

-наличием гражданского общества;

-участием населения в управление общественными делами;

-др.

Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области образования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества[78].

В то же время следует обратить внимание и на то, что, на взгляд некоторых специалистов, корректной оценки эффективности управления пока еще нет[79]. При этом они считают, что трудности корректного измерения эффективности управления не исключают возможности ее регулирования опираясь на анализ, диагностику и проектирования управления.

Следует учитывать, что на эффективность управления влияет ряд факторов, в том числе:

-потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу;

-средства производства;

-культура организации.

2. Подходы к эффективному управлению, как правило, основывается на следующих трех главных принципах:

-обобщение – определение общих, присущих всей системе характеристик, что помогает уменьшить трудности при решении сложной задачи управления системой. Необходимо представить, что происходит внутри самой системы, между системой и ее внешней средой, чем занимаются органы управления. Следует выделить две группы обобщений касающихся эффективного управления: одна связана с результатами и ресурсами управления, а другая – с затрачиваемыми усилиями. Вместе они приводят к некоторому числу выводов, касающихся природы и направления управленческой деятельности. Однако немногие руководители когда-либо связывают их в единое целое. В результате руководители редко основывают свою деятельность на собственных выводах и ожиданиях [80].

Первая группа обобщений касается следующих выводов.

1. Результаты достигаются путем использования благоприятных возможностей, а не путем решения проблем. При решении проблем можно надеяться только на восстановление прежнего состояния или на устранение ограничений в достижении результата.

2. Для получения результатов ресурсы должны быть направлены на использование благоприятных возможностей, а не на решение проблем. Главное не то, как вести дела, а как находить нужные дела и концентрировать на них ресурсы и силы.

3. Одной компетентности недостаточно, лидирующее положение – вот что приводит к благосостоянию.

4. Любое лидерство преходяще и скоротечно.

Вторая группа обобщений связана с усилиями, затрачиваемыми организацией.

5. Все существующее подвержено устареванию.

6. То, что есть, часто неправильно распределяется. В социальных явлениях события не распределяются в соответствии с нормальным законом распределения, как в природе.

7. Концентрация – ключ к реальным экономическим результатам. Сегодня ни один принцип эффективности не нарушается с таким постоянством как принцип концентрации. Это характерно и для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Они пытаются сделать всего понемногу.

-ситуационный подход. В процессе управления необходимо учитывать особенности организации и ее положения. Их обычно называют ситуационными переменными, которые подразделяют на две основные категории: внутренние и внешние по отношению к системе. Внутренние переменные являются характеристиками организации. Они контролируемы и возникают в результате управленческих решений, определяющих, что должна делать организация и кто должен делать необходимую работу. Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации оказывающей на нее серьезное влияние. К внешним переменным относят конкурентов, социальные факторы, государственное регулирование;

-комплексный подход. Все ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны настолько, что их необходимо рассматривать в комплексе. В процессе управления нужно определить цели организации и способы их достижения, структурировать работу и формировать подразделения с учетом размера организации, ее целей, технологии и персонала, а также одновременно мотивировать персонал и осуществлять контроль степени удовлетворения потребностей внешней среды;

Менеджер должен учитывать риск любого управленческого решения. Вследствие динамичности взаимодействия внутренних и внешних факторов нельзя с полной уверенностью считать, что какой-то конкретный метод или способ действий, как бы хорош он не был, обязательно обеспечит успех в конкретной ситуации[81].

Американские специалисты по менеджменту Т. Питерс и Р. Уотермен в своей книге "В поисках эффективного управления" обращают внимание на следующие философские ориентации эффективного управления:

Ориентация на действие, на достижение успехов.
Лицом к потребителю. Самостоятельность и предприимчивость.
Производительность – посредством людей. Связь с жизнью, ценностное руководство.
Верность своему делу. Простота формы, минимальный штат управления.
Централизация и децентрализация одновременно[82].

3. К критериям эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц относятся[83]:

-степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа и государственной должности;

-законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц;

-реальность управляющих воздействий, переводящих управляемую систему из одного состояния в другое, более высокое, рациональное, эффективное;

-характер и объем взаимосвязей управленческих органов и должностных лиц с гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, различными слоями населения;

-содержание любых управленческих актов с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие;

-мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа соответствующего органа и государственной должности;

-правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими органами и должностными лицами;

-нравственность, состоящая в морально-идеологическом влиянии управленческой деятельности на "внешнюю" среду, на людей, с которыми управленческие органы и должностные лица соприкасаются, взаимодействуют, совместно решают различные проблемы.

Системное использование указанных критериев позволяет глубоко исследовать и объективно оценить управленческую деятельность.