Наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Как уже отмечалось, важное место среди данной группы наказаний должно занять ограничение свободы. Такие притязания обусловлены тем, что названный вид наказания лишен ряда негативных качеств, присущих полной изоляции осужденного в исправительной колонии, тюрьме или арестном доме. В то же время оно обладает значительным карательным потенциалом и позволяет осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие в течение весьма длительного срока. Лишение осужденных к этому виду наказания возможности свободно передвигаться по территории того или иного региона, а также постоянный надзор за ними обеспечивают предупреждение новых преступлений и в какой-то мере компенсируют отсутствие в системе наказаний ссылки и высылки.
Как устанавливают ч. ч. 1 и 2 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Оно назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.
Согласно ст. 47 УИК РФ специальным учреждением для исполнения данного наказания является исправительный центр, расположенный, как правило, в пределах территории субъекта РФ, где проживали или были осуждены лица, к которым применено ограничение свободы.
Осужденные к рассматриваемому виду наказания наряду с исполнением закона должны следовать правилам внутреннего распорядка, утверждаемым Министерством юстиции РФ[200] по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В частности они обязаны а) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; б) постоянно находиться в пределах территории центра; в) проживать, как правило, в специально предназначенных общежитиях и не покидать их в ночное время; г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; д) постоянно иметь при себе документы установленного образца удостоверяющие личность.
Надзор за осужденным к ограничению свободы осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденным по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время. Порядок осуществления надзора определяется подзаконными актами. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденного – досмотру.
Осужденным, не допускающим нарушений режима отбывания наказания, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Эти осужденные должны являться на регистрацию до четырех раз в месяц.
Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта РФ по месту отбывания наказания.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра могут применяться различные меры поощрения, в том числе разрешение на проведение за пределами центра выходных (праздничных) дней, а также разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы центра.
На осужденных, нарушающих трудовую дисциплину, общественный порядок или установленные правила проживания, могут налагаться различные взыскания, в том числе запрещение покидать общежитие в определенное время суток на срок до одного месяца, а также водворение в дисциплинарный изолятор на срок до 15 суток.
Часть 4 ст. 53 УК РФ устанавливает, что в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы из расчета день за день. Понятие злостного уклонения раскрывается в ч 3 ст. 58 УИК РФ. Таковым является самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.
В случае необнаружения в течение 15 суток осужденного, оставившего территорию исправительного центра, он объявляется в pозыск и подлежит задержанию. Задержание в этих случаях производится органами внутренних дел или администрацией исправительного центра с санкции прокурора на срок до 30 суток.
В ч. ч. 1 и 5 ст. 53 УК РФ перечислены категории ocvждeнныx, которым запрещено назначать ограничение свободы : несовершеннолетние; инвалиды 1-й и 2-й групп; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет; женщины, достигшиe 55-летнего возраста; мужчины, достигшие 60-летнего возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Этот запрет в конечнoм счете противоречит интересам данных категорий осужденных, поскольку может подтолкнуть суд к назначению неоправданно сурового наказания (apecтa или лишения свободы). Он же способен повлечь и применение необоснованно мягкой меры воздействия на преступника что нарушает интересы государства и законопослушных граждан (прежде всего потерпевших).
Поэтому цeлесooбpaзно либо создать исправительные центры для лиц указанных категорий осужденных (прежде всего не имеющих постоянного места жительства или pода занятий), либо ввести в систему наказаний новый вид, назвав его, например, направлением в воспитательный (дли несовершеннолетних) или лечебно-воспитательный (для других категорий осужденных) центр.
Ограничение свободы обладает значительным потенциалом для достижения целей наказания без изоляциии виновного от общества. Однако он не может быть реализован на практике в силу объективных причин, поэтому законодатель, как уже отмечалось, отсрочил его применение до 2001 г.
В связи со сказанным главенствующую роль в этой группе наказаний играют пока исправительные работы (ст. 50 УК РФ).
Данное наказание относящееся к основным, имеет многолетнюю практику применения в советский период развития российского государства. Но в последнее десятилетие удельный вес его применения судами неуклонно падает. Это объясняется, прежде всего, ухудшением социально-экономической обстановки в стране, массовым распространением легальной и скрытой безработицы.
Отмеченная тенденция может сохраниться, учитывая то обстоятельство, что действующее уголовное законодательство не предусматривает такого вида исправительных работ, при котором они отбываются в местах, определяемых органами, ведающими исполнением данного наказания (см. ч. 1 ст. 27 УК РСФСР I960г.).
Эта законодательная новация некоторыми юристами расценивается как невозможность назначения исправительных работ лицам, не занятым трудом в силу дефицита рабочих мест или учебой к моменту постановления приговора. На самом же деле безработица, хотя и препятствует широкому применению рассматриваемого наказания, но не исключает достаточного числа вакансий, которые связаны с выполнением непрестижного, тяжелого, малооплачиваемого труда.
Поэтому в ч. 4 ст. 40 УИК РФ совершенно обоснованно указывается, что "осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органы службы занятости". При этом он не вправе отказаться от предложенной этими органами работы или переквалификации.
На первый взгляд, карательная сторона рассматриваемого вида наказания сводится лишь к денежным удержаниям (от 5 ли 20 %), производящимся в течение установленного законом времени (от двух месяцев до двух лет). Получается как бы "штраф в рассрочку". Однако в действительности объем правоограничений, возлагаемых на осужденного, более масштабен.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый осужденному, составляет 18 рабочих дней и также должен быть согласован с органом, исполняющим данное наказание.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция в соответствии со ст. 41 УИК РФ вправе запретить осужденному: а) пребывать вне дома в определенное время су ток; б) покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; в) появляться в определенных местах района (города). Инспекция вправе обязать осужденного являться длярегистрации до двух paз в месяц.
Перечисленные запреты и обязанности устанавливаются на срок до шести месяцев. В необходимых случаях этот срок может продлеваться в том же масштабе в пределах срока отбывания исправительных работ. Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения обязанностей и соблюдения запретов.
Существование столь существенных правоограничений[201], назначаемых. и изменяемых не судом, а органом, исполняющим наказание, серьезно ущемляет интересы осужденного и, по существу, превращает исправительные работы из имущественного наказания в своего рода ограничение свободы, не совпадающее с рассмотренным выше одноименным наказанием.
Ст. 50 УК РФ, регламентирующая установление исправительных работ, не содержит запретов, присущих институту ограничения свободы. Поэтому исправительные работы могут быть назначены: женщинам, имеющим детей до восьми лет; работающим инвалидам и лицам, достигшим пенсионного возраста, а также несовершеннолетним. Правда, в случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. Тот же орган в случае наступления беременности осужденной направляет в суд представление об отсрочке отбывания наказания с начала отпуска по беременности и родам.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот срок. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до их полной отработки.
В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течении которого осужденный официально был признан безработным (удержания в этом случае производятся из пособия по безработице).
В соответствии с ч. 7 ст.42 УИК РФ в срок наказания не засчитывается: время, в течение которого осужденный не работал (за исключением вышеуказанных случаев); время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания. Таким образом, фактический срок рассматриваемого наказания может быть значительно больше срока, определенного приговором суда, что, несомненно, существенно повышает карательный потенциал исправительных работ.
В ст. 46 УИК РФ дается понятие нарушения порядка и условий отбывания рассматриваемого вида наказания. К таковым относятся: а) непоступление на работу без уважительных причин в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных УИК и возложенных на осужденного обязанностей и запретов; г) прогулки илипоявление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Рассмотренное понятие является базовым для раскрытия содержания злостного уклонения от отбывания исправительных работ (ч. 3 ст. 50 УК РФ), которое влечет замену неотбытой части наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Таковым уклонением в соответствии с ч. 3 ст. 46 УИК РФ является повторное нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ, а также оставление места жительства, если местонахождение осужденного неизвестно. В последнем случае осужденный объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель при замене исправительных работ арестом (ч. 3 ст. 50 УК РФ) избрал иную пропорцию, нежели установленную им же в ч. 1 ст. 71 и ч. 3 ст. 72 УКРФ. Тем самым арест в данном случае представлен в качестве более мягкого наказания, чем лишение свободы, что противоречит карательному содержанию первого из названных наказаний (естественно, без учета срока наказания, который в данной ситуации принципиального значения не имеет).
Функцию исправительных работ в сфере несения воинской службы выполняет наказание, введенное УК РФ 1996 г., которое именуется ограничением по военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ это наказание назначается осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, как в случаях, специально предусмотренных санкциями статей Особенной части УК, так и вместо исправительных работ. Срок ограничения по военной службе - от трех месяцев до двух лет. Из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства (не свыше 20 %). Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании, а его срок не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Предназначение такого наказания заключается в оставлении на службе профессиональных военнослужащих, которые, хотя и совершили преступление (как правило, небольшой или средней тяжести), но, по мнению государства, могут сохранить свой социально - правовой статус.
В соответствии с приговором суда командир воинской части не позднее трех дней после получения копии приговора и распоряжения по его исполнению издает приказ, в котором объявляет, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению нового воинского звания, какой срок не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того указывается размер денежных удержании. Названные удержания производятся из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок, а также других дополнительных денежных выплат.
Как устанавливает ч, 2 ст. 145 УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор. При этом осужденный без его согласия не может быть перемещен на нижестоящую должность, поскольку такое перемещение не является элементом содержания рассматриваемого наказания.
Ст. 148 УИК РФ по существу является материальной нормой, восполняющей пробел в поле правового регулирования, осуществляемого ст. 51 УК РФ. Она устанавливает, что осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо о полном освобождении от такового.
К сожалению, ничем не восполнен другой пробел, имеющийся в правовом регулировании рассматриваемого наказания. Ст. 51 УК РФ не содержит нормы, аналогичной, например, ч. 3 ст. 50 УК РФ, т.е. не предусматривает последствий злостного уклонения от отбывания ограничения по военной службе. В связи с этим целесообразно дополнить как уголовное, так и уголовно-исполнительное законодательство соответствующими установлениями.
В качестве еще одного вида наказания, призванного заменить исправительные работы в сферах, где они не - или малоприменимы, законодатель ввел в современную систему наказаний обязательные работы (ст. 49 УК РФ).
Будучи новой для российского законодательства мерой воздействия, обязательные работы хорошо известны зарубежному уголовному праву. Нидерландский ученый Антон М. ван Калмтаут в своем докладе, представленном на XI Международном конгрессе по криминологии, проходившем в августе 1993г. в Будапеште (Венгрия), счел необходимым констатировать: ”Из всех альтернатив наказаниям, связанным с лишением свободы, которые были разработаны в последнее время во многих западноевропейских странах, только отбывание наказания с выполнением общественно полезных работ применяется в широком масштабе. Особенно это касается Англии, Франции и Нидерландов, где ежегодно взрослым правонарушителям назначается, соответственно, более 30 000, 13 000 и 9000 судебных санкций на отбывание подобных наказаний - либо в качестве основного наказания, либо в качестве особого условия в дополнение к отсрочке приговора”[202].
В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Эти работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
Однако в настоящее время данное наказание на практике не применяются. Его действие блокировано законодателем не крайней мере до 2001г. Дело в том, что, хотя в вышеупомянутой статье УК РФ обязательные работы определяются как бесплатные, в действительности в соответствии с ч..2 ст. 28 УИК РФ “администрация организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы”.
С учетом глубокого и затяжного финансово-экономического кризиса, в котором пребывает наша страна с начала 90-х гг., этот шаг законодателя следует признать опрометчивым. Как раз в этих условиях обязательные работы следует сделать действительно бесплатными, общественными. Это позволило бы занять значительную массу осужденных преступников, часто нигде не работающих и не учащихся, общественно полезным трудом, отвлечь их от противоправного образа жизни, а такжеполучить значительный экономический эффект на благо законопослушного населения.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ содержится запрет на применение этого наказания, не связанного с изоляцией от общества, к определенным категориям лиц - аналогичный запрету на применение ограничения свободы (за исключением несовершеннолетнего возраста осужденных). В юридической литературе это положение закона обычно толкуется как проявление принципа гуманизма, заботы государства о материнстве, детстве и престарелых[203]. На самом деле, как уже отмечалось выше, законодатель невольно подталкивает суд к назначению соответствующим категориям осужденных более строгого наказания или к оставлению их без наказания вообще.
Поэтому наличие такого запрета должно быть уравновешено введением дополнительных видов наказаний, не связанных с изоляцией. К тому же инвалиды, престарелые, домохозяйки без особого ущерба для их интересов могли бы выполнять работы, не требующие приложения больших физических усилий (работа с документацией в архивах, военкоматах, органах социальной защиты, медицинских учреждениях, библиотеках, осуществление диспетчерских и справочных функций с использованием домашних телефонов и т. п.).
Еще менее обоснован запрет по применению обязательных работ к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Численность армии постоянно сокращается, и не хватает людских резервов для выполнения элементарных работ по поддержанию на должном уровне многих объектов, жизненно важных и для гражданского населения. Режим же исполнения данного наказания, как представляется, сочетается с особенностями несения воинской службы.
Исполнение наказания в виде обязательных работ регулируется cт.25-30 УИК РФ. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дня - двух часов после окончания работы службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение данного наказания.
Часть 3 ст. 49 УК РФ устанавливает, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. Понятие злостного уклонения раскрывается в ст. 30 УИК РФ. Оно имеет место, если осужденный: а) более двух раз в течение месяца невыходит на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение одного месяца нарушает трудовую дисциплину; в) скрывается в целях уклонения от отбывания наказания. Замена обязательных работ более строгим видом наказания производится в пропорции: восемь часов обязательных работ за один день ограничения свободы или ареста. В таком же масштабе засчитывается реально отбытый осужденным срок наказания.
Если реализация на практике последнего из рассмотренных наказаний "заморожена" законодателем, то такая мера, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется судами и в настоящее время. Данное наказание позволяет учесть важнейшие параметры криминологической характеристики как самого преступления, так и личности виновного, и поэтому носит ярко выраженный превентивный характер. В соответствии с ч. 1 ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должность на государственной cлужбe, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. То обстоятельство, что к моменту вынесения обвинительного приговора подсудимый уже не занимался той или иной деятельностью (в том числе по причине лишения права на это в административном порядке), не препятствует назначению рассматриваемого наказания.
Как уже отмечалось, законодатель прямо ограничивает возможность занятия определенных должностей рамками государственной или муниципальной службы. Однaкo в санкциях ст. 202, 203 и 205 УК РФ он сам нарушает это правило, устанавливая в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать должности в коммерческих и иных негосударственных организациях (в частности, должности частного нотариуса, частного аудитора, руководителя частной охранной или детективной службы и др.).
Анализируемый вид наказания нельзя понимать в том смысле, что осужденному может быть запрещено работать в той или иной отрасли промышленности, ceльского хозяйства, образования, культуры, министерстве или ведомстве. Например, осужденный за обман потребителей (ст. 200 УК РФ) продавец может быть лишен права занимать должности, связанные с отпуском товаров, но суд не уполномочен лишить его права работать в торговых предприятиях на иных должностях (рабочего, сторожа и др.). Как видно, под должностью в данных случаях следует понимать не только занятие поста представителя власти или иного должностного лица (примечание 1 к ст. 285 УК РФ), но и выполнение функции рядового работника.
Важное значение для достижения целей наказания имеет норма ч. 3 ст. 47 УК РФ, устанавливающая возможность назначения рассматриваемой меры в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно, хотя и не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, суд признает невозможным сохранить за осужденным право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Тем самым законодатель ориентирует органы предварительного расследования, прокурора и суд на анализ причин данного конкретного преступления, условий, благоприятствовавших его совершению, и, самое главное, на прогноз дальнейшего противоправного поведения обвиняемого (подсудимого). Так, кража продуктов, совершенная воспитателем детского дома, будет основанием для применения ч. 3 ст. 47 УК РФ лишь в том случае, если пострадали воспитанники данного учреждения. Аналогичные основания наличествуют и в случае совершения изнасилований больных врачом "скорой помощи", прибывающим по их вызовам. Ясно, что кража и изнасилование, совершенные теми же лицами, но в отношении иных потерпевших, вряд ли могут повлечь лишение права заниматься соответственно педагогической или врачебной деятельностью.
Часть 2 ст. 47 УК РФ определяет сроки рассматриваемого наказания - от года до пяти лет в качестве основного вида и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида.
Представляется, что российский законодатель значительно заузил временные рамки данного наказания, проигнорировав рекомендацию, содержащуюся в ч. 2 ст. 49 Модельного УК для государств - участников СНГ, - установить срок лишения соответствующего права в диапазоне от одного года до десяти лет за умышленные преступления и от одного года до пяти лет за неосторожные преступления[204].
Предлагаемое в Модельном УК решение гораздо в большей степени соответствует современным тенденциям в уголовно-правовом регулировании данного наказания. Так, п. "б" ч. 2 ст. 33 УК Испании ввел в систему наказаний своей страны абсолютное поражение в правах, отнеся его к категории строгих наказаний. Ст. 40 УК Испании устанавливает срок абсолютного поражения в правах - от шести до двадцати лет, специального поражения в правах - от шести месяцев до двадцати лет, лишения права на управления транспортным средством и на хранение (ношение) оружия - от трех месяцев до десяти лет. Наконец, ст. 55 УК Испании гласит, что лишение свободы на срок более десяти лет влечет абсолютное поражение в правах на тот же срок[205].
В соответствии со ст. 41 УК Испании абсолютным поражением в правах является лишение всех почестей и должностей, которые занимал виновный, хотя бы они и были выборными. Кроме того, в течение срока действия приговора осужденный не может получать такие же или какие-либо другие почетные права, назначаться или выбираться на определенные должности[206].
Порядок исполнения рассматриваемого наказания урегулирован в ст. 33-38 УИК РФ. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не сопряжено с изоляцией осужденного от общества или ограничением свободы, то его исполнение возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.
В случае призыва или поступления осужденного на военную или альтернативную гражданскую службу названная инспекция направляет копию приговора в военный комиссариат или по месту службы осужденною для дальнейшего исполнения данного наказания.
При назначении этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если это наказание является дополнительным к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы, - оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью. В случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация должна внести в трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью заниматься.
Органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, в трехдневный срок после получения копии приговора обязаны принять такое решение, а также изъять у осужденного соответствующий документ.
К сожалению, ст. 47 УК РФ не предусматривает замену рассматриваемого наказания иным, более строгим, в случае злостного уклонения от его отбывания. Поэтому положению ст. 38 УИК РФ о том, что представители власти, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, а также осужденные нарушающие требования приговора суда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, корреспондирует лишь ст. 315 УК РФ - неисполнение приговора суда, решение суда или иного судебного акта, субъектом которой сам осужденный быть не может.
Данный пробел в законодательстве целесообразно ликвидировать путем дополнения соответствующих статей Общей или Особенной частей УК РФ. Актуальность предлагаемого законодательного шага весьма высока в связи с тем, что некоторые осужденные (в основном лишенные права управлять автотранспортным средством, а также права на охоту) продолжают заниматься запрещенной им деятельностью, что часто приводит к совершению новых, нередко более тяжких, преступлений.
В условиях господства рыночных отношений важную роль в борьбе с преступлениями, как небольшой или средней тяжести, так и некоторыми тяжкими преступлениями (прежде всего корыстной направленности), призван сыграть штраф. В 1996 г. к штрафу было приговорено 13,1% осужденных[207].
В ст. 46 УК РФ штраф определяется как денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Размер штрафа может колебаться в пределах от двадцати пяти до тысячи МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от двух недель до года.
К сожалению, законодатель отказался от исчисления штрафа суммой, слагающейся из кратного размера причиненного ущерба, как это было установлено в ранее действовавшем законодательстве (ст. 30 УК РСФСР 1960 г.), которое закрепляло возможность назначения штрафа в размере до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба.
Установленныe законом рамки анализируемого наказания нам представляются недостаточно широкими. Законодатель проигнорировал тот факт, что часть преступников имеет легальный доход, исчисляемый миллионами долларов. Поэтому максимальный размер штрафа, предусмотренный, в частности, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160, ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 171. ч. 2 ст. 172, ч. 2 cт. 202., ч. 1 ст. 290 УК РФ, далеко не в полной мере соответствует требованию ч. 3 ст. 46 УК об обязательном учете судом имущественного положения осужденного. Тем более не обеспечивает "кумулятивный" эффект размер штрафа как дополнительного наказания, определенный в санкциях ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160 и им подобных норм УК РФ.
Карательный потенциал рассматриваемого наказания невозможно уяснить без обращения к уголовно-исполнительному законодательству. В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить его в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. В случае, если осужденный без уважительной причины не уплачивает штраф, взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество, подлежащее конфискации.
Часть 5 ст. 46 УК РФ гласит, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначаемого штрафа и пределах, предусмотренных УК РФ для названных видов наказаний. Таковым уклонением в силу ст. 32 УИК РФ признается неуплата штрафа в вышеуказанный срок и сокрытие осужденным своих доходов и имущества от принудительного взыскания.
К сожалению, ни уголовное, ни уголовно исполнительное законодательство не содержит каких-либо параметров, позволяющих точно соотнести штраф и наказания, которыми он заменяется. Мало того, законодатель не ориентирует суд, когда в таких случаях следует применять обязательные, а когда исправительные работы или арест (до введения в действие ст. ст. 49 и 54 УК РФ эта проблема остается теоретической).
В результате означенной замены осужденный к штрафу (по сути наименее строгому, наказанию) может оказаться в заключении (причем, не только при переходе к аресту, но и в результате последующей замены обязательных пли исправительных работ лишением свободы). Очевидно, по этой причине законодатель не включил в новый УК норму о том, что замена штрафа лишением свободы. не допускается (ч. 4 ст. 30 УК РСФСР 1960 г.).
Помимо наказаний, могущих применяться только в качестве основных либо основных и дополнительных, в российской системе наказаний имеются сугубо дополнительные наказания (ч. 3 ст. 45 УК РФ). Рассмотрим их.
Лишение специального, воинского uли почетного звания, классного чина и государственных наград в соответствии со ст. 48 УК РФ может быть назначено при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступлений. Оно носит преимущественно "позорящий" характер, но часто влечет для осужденного и неблагоприятные имущественные последствия в виде прекращения денежных выплат, отмены льгот и т. д.
Применение данного вида наказания соотносится с законодательными и иными нормативными актами, которые устанавливают соответствующие звания, чины, награды, определяют порядок их присвоения (награждения) и правовой статус лиц, имеющих указанные отличия.
Суд может лишить специальных, воинских званий, классных чинов как лиц, состоящих на службе, так и находящихся в запасе, отставке, на пенсии. В то же время он не вправе лишить осужденного ученой степени и ученого звания и других званий, носящих квалификационный характер (спортивного, профессионального разряда и т. п.). Суд лишь управомочен сообщить органу, присвоившему, например, ученую степень, о характере и обстоятельствах совершенного виновным преступления для возможного принятия соответствующею решения.
Суд вправе лишить осужденного любой государственной награды, в том числе бывшего СССР. В связи с появлением комментируемой нормы, представляется, утратил силу п. 17 Положения о государственных наградах[208], в соответствии с которым лишение государственных наград может быть произведено только Президентом РФ по представлению суда, хотя в новейшей юридической литературе по-прежнему встречаются ссылки на данный нормативный акт без всяких oгoвopoк[209].
Ст. 61 УИК РФ устанавливает принципиально иной порядок исполнения рассматриваемого наказания. Суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию этого документа должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Указанное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении звания, чина, или награды, а также принимает меры по лишению осужденного соответствующих прав и льгот. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военкомат по месту воинского учета.
В законе в качестве основания назначения рассматриваемого наказания указывается лишь категория тяжести преступления и личность виновного. Однако, но нашему мнению, решающее значение имеют характер и конкретные обстоятельства совершения преступного деяния. Например, нецелесообразно лишать боевой награды человека, причинившего тяжкий вред здоровью потерпевшего в обоюдной драке. Другое дело, если это лицо совершило государственную измену или диверсию. Звание заслуженного работника торговли можно сохранить лицу, виновному в совершении насильственных действий сексуального характера, но вряд ли обоснованным будет сохранение в этом случае звания народного учителя (особенно, если преступление совершено против ученика).
Как и ст. 47 УК РФ, ст. 48 УК РФ не содержит каких-либо установлений по поводу возможного игнорирования осужденным приговора суда в части назначения ему проанализированного выше дополнительного наказания (допустим, осужденный продолжает носить государственные награды или указывает утраченное почетное звание в своих литературных публикациях). Этот пробел должен быть ликвидирован за счет введения соответствующих норм в действующее уголовное законодательство.
Значительно большим карательным потенциалом обладает такое дополнительное наказание, как конфискация имущества. Вероятно, это обстоятельство побудило некоторых известных ученых-юристов в процессе разработки проектов УК РФ и Модельного УК государств участников СНГ выступить против включения названной меры в систему наказании (при этим конфискация объявлялась наследием тоталитарного сталинского режима). Однако конфискация имеется в системах наказаний большинства демократических государств[210].
Вряд ли обоснованы и сомнения А. В. Наумова относительно целесообразности полной конфискация имущества ввиду ее чрезмерной жестокости[211]. Достаточно сказать, что в Нидерландах ведется подготовка к внедрению правовой санкции в виде конфискации незаконно полученных доходов даже без привлечения виновных к уголовной ответственности[212].
Конфискация имущества, бесспорно, способна сыграть роль в борьбе с преступностью, в том числе организованной, имеющей огромные денежные и имущественные ресурсы и подвергающей невиданной эксплуатации законопослушное население. Среди прочих причин более широкому применению рассматриваемого наказания препятствуют некоторые конструктивные недостатки ст. 52 УК РФ, устанавливающей основные параметры конфискации имущества.
Так, в первой части названной статьи указывается, что конфискуемое имущество должно быть собственностью осужденного. Между тем, следственная и судебная практика свидетельствует, что преступник нередко заблаговременно оформляет принадлежность имущества на своих родственников или посторонних подставных лиц. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не создает прочной правовой базы для изъятия ценностей в таких случаях. Определенный эффект, правда, может дать применение ст. ст. 83, 86 и другие УПК РСФСР. Однако в них говорится о деньгах и иных ценностях, нажитых именно преступным путем, тогда как конфискации подлежит имущество независимо от доказанности источника происхождения.
Органы предварительного расследования одновременно с возбуждением уголовного дела, а оперативные сотрудники еще до такого решения должны установить качественные и количественные характеристики имущественного положения виновного и принять исчерпывающие меры по предотвращению сокрытия ценностей (в том числе путем наложения на них ареста). В случае сокрытия ценностей следует организовать их розыск и юридически оформить факт их принадлежности именно виновному, а не номинальным владельцам. Вместе с тем, необнаружение имущества на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса не препятствует возможности назначения судом рассматриваемого наказания, так как имущество может быть найдено и обращено в доход государства на стадии исполнения приговора.
Вторым конструктивным недостатком ст. 52 УК РФ является установление конфискации имущества лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные к тому же исключительно из корыстных побуждении. Тем самым блокируется возможность применения конфискации к преступникам, которые сколачивают огромные состояния за счет преступлений, не отнесенных законодателем к категории тяжких, а тем более особо тяжких (ст. ст. 165, 171, ч. 1 ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 175, ст. 176, ч. 1 и 2 ст. 178, ст. 182, ст. ст. 184, 185, 192, 194, 196 -198, 200-202, 204 УК РФ). Характерно, что законодатель, резко повысив верхний предел санкций ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, был лишен возможности включить в них конфискацию имущества[213].
Одновременно критикуемые ограничения препятствуют назначению конфискации за преступления, которые, хотя и совершаются не по корыстным мотивам, но наносят отношениям собственности существенный и даже тяжкий вред (ст. ст. 166, 167, 205, 211, 212,.213, 243 и другие УК РФ). Скорее всего, по этой причине законодатель, переведя преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ из категории средней тяжести в категорию тяжких, не включил в санкцию этой нормы конфискацию имущества[214]. Впрочем, в иных случаях законодатель игнорирует установленный им же запрет, вводя в санкцию ряд норм, субъективная сторона которых не содержит такого признака, как корысть, конфискацию имущества (см., в частности ст. ст. 174, 178, 190, 209, 210 УК РФ).
В соответствии со ст. 63 УИК РФ конфискации подлежит имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление. Порядок конфискации имущества, которое находится в уставном капитале коммерческих организаций, определяется Министерством финансов РФ и Министерством юстиции РФ. Конфискация не может быть заменена выплатой стоимости конфискуемого имущества.
В случаях, когда после исполнения приговора в части конфискации всего имущества, но до истечения установленных законом сроков давности обвинительного приговора (см. ст. 84 УК РФ) обнаруживается неконфискованное имущество осужденного, приобретенное им до вынесения приговора или после его вынесения, но на средства, подлежащие конфискации, суд выносит по представлению судебного исполнителя определение об обращении взыскания на обнаруженное имущество.
Амнистия (см. ст.. 84 УК РФ) не создает у амнистированного осужденною права на денежное возмещение конфискованного и реализованного имущества, но, если приговор в части конфискации еще не был исполнен, изъятие имущества не производится.
В приложении к УИК РФ определен перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору гуда. В основном это предметы домашней обстановки, утварь, одежды, топливо, продукты питания (стоимостью до трех МРОТ на каждого члена семьи). Кроме того не подлежит конфискации жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семьи постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью), а также земельные участки, на которых расположен указанный дом я хозяйственные постройки, либо необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства. Не подлежат конфискации и транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов.
Важное значение имеет примечание к указанному перечню. В соответствии с ним обозначенные в перечне предметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явно превышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую или художественную ценность.
Несмотря на кажущуюся многочисленность наказания, не связанные с изоляцией от общества, не способны пока служить равноценной заменой лишения свободы и других наказаний, предполагающих физическую изоляцию осужденного.
Хорошо осознается эта проблема за рубежом. Так, в 1975г. во Франции в систему наказаний в качестве альтернативы безусловному тюремному заключению были введены такие наказания, как конфискация одного или нескольких транспортных средств, запрещение на владение оружием, изъятие охотничьей лицензии, конфискация оружия. В отличие oт многих других стран, где также могут применяться эти виды наказаний, французское законодательство предоставляет судье абсолютную свободу в их назначении. Связь между характером преступления и видом наказания вовсе не обязательна. Например, за совершение обычной кражи может быть отобрана водительская лицензия. Если осужденный не соблюдает запрет или не выполняет возложенные на него обязанности, это считается новым преступлением, которое наказывается тюремным заключением на срок от двух месяцев до двух лет.
Однако исследования показывают, что во Франции, а также в других странах, где введены такие виды наказаний, судьи не считают их достаточными и практически действенными альтернативами тюремному заключению[215]. Насколько сложно “изобрести” новые наказания, подтверждает и то обстоятельство, что разработчики модельного УК для государств - участников СНГ смогли предложить лишь одно ограничение свободы досуга несовершеннолетнего (ст. 90 Модельного УК)[216].
В связи с этим законодатель постоянно обращается к условному осуждению (ст. 73 УК РФ), совершенствуя его правовое регулирование, что обусловливает более широкое его применение на практике. Стремление придать условному осуждению большую действенность побуждает законодателя стабильно наращивать его принудительный потенциал. Юридически считаясь видом освобождения от наказания, условное осуждение все больше превращается в реальное наказание (не случайно оно в официальной статистике фигурирует наряду с лишением свободы, штрафом, исправительными работами и другими видами наказаний[217]).
Отмеченная двойственность данного института уголовного права ставит осужденного в крайне невыгодное положение: в течение длительного времени (в соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ испытательный срок может достигать пяти лет) он подвергается существенным правоограничениям. К тому же испытательный срок может быть продлен (см. ч. 1 ст. 74 УК РФ), а набор правоограничений дополнен (ч. 7 ст. 73 УК РФ). Однако при отмене условного осуждения не подлежит зачету ни один (!) день из отбытого (даже добросовестно) испытательного срока. Выход видится в "очищении" условного осуждения от не свойственных ему в принципе принудительных черт и в разработке на его базе одного или даже нескольких видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Идея введения в систему наказаний такого вида (его можно назвать "ограничение свободы", избрав мере, предусмотренной ныне ст. 53 УК РФ иное наименование, например, "направление в исправительный центр") выдвинута нами около двух десятилетий назад[218]. Ограничение свободы в нашем понимании можно было бы назначать на срок до пяти лет с запрещением менять места жительства и работы, выезжать из данного населенного пункта, посещать определенные районы города (поселка) или конкретные места, покидать жилище в определенное время, общаться с потерпевшим или его родными (близкими). При этом осужденному может быть вменено в обязанность возместить или загладить причиненный вред, поступить на работу или учебу, пройти курс лечения, периодически являться на регистрацию. В случае нарушения режима отбывания наказания осужденный может быть подвергнут штрафу, домашнему[219] или административному аресту. Злостное уклонение oт данного наказания должно влечь замену неотбытого срока лишением свободы или ареста.
Для точного определения соответствия предлагаемого наказания характеристикам преступления и личности виновного целесообразно будет назначать по конкретным уголовным делам судебно-криминологическую экспертизу.
Нетрудно заметить, что предлагаемое наказание по ряду характеристик совпадает с широко применяемым в США институтом пробации. В одном только Лос-Анджелесе находятся на пробации 77 тыс. взрослых осужденных. Примерно 65 % из них состоят под минимальным назорном - на 1-1,5 тыс. человек приходится один сотрудник службы пробации, а контроль сводится к представлению письменного отчета один раз в месяц. Над остальными осуществляется более интенсивный надзор, включая выборочные анализы на наркотики и телефонные звонки по месту жительства. В системе интенсивного контроля на каждые 50 лиц приходится один сотрудник службы пробации.
Однако пробация, как и условное осуждение в России, имеет глубокое внутреннее противоречие, о котором говорилось выше - она одновременно считается наказанием и освобождением от него[220].
К сожалению, российская действительность пока не позволяет воспринять методы интенсивного электронного наблюдения за лицом, свобода которого ограничена, но этот опыт заслуживает пристального научного изучения. Наиболее распространенным средством такого надзора является фиксация на руке или лодыжке осужденного электронного браслета, позволяющего отслеживать его передвижение. Другой способ, используемый в Калифорнии, - это система пейджинговой связи, при которой осужденному выдастся электронный пейджер. Сотрудник службы пробации может позвонить этому лицу в любой момент. Абоненту дается 10 минут, чтобы ответить на звонок. При этом сотрудник с помощью электронной связи может определить откуда звонит осужденный[221]. Контроль за осужденными к ограничению свободы в российских условиях может осуществляться традиционными гласными и негласными средствами, апробированными в отечественной практике в течение многих десятилетий.