Наказания , связанные с изоляцией от общества.
Смертная казнь. Отнесение данной меры к названной группе наказаний может вызвать недоумение. Но дело в том, что основной карательный заряд смертной казни, если смотреть на нее глазами осужденного, заключается не только и не столько в самом лишении его жизни, а, прежде всего, в ожидании приведения приговора в исполнение. Несомненно, что это ожидание, растягивающееся на долгие месяцы и даже годы, для большинства осужденных мучительно.
Впечатляющим примером может служить дело 38-легней Карлы Такер, которая была казнена 3 февраля 1998 г. в штаге Техас (США) за совершение в 1983г. двойного убийства. Ее казнили, несмотря на протесты авторитетной организации "Международная амнистия", заступничество Папы Римского и Европейского парламента[174].
Полемика вокруг смертной казни, ведущаяся в России уже много десятилетий и резко обострившаяся с конца 80-х г. г.[175], в последние годы вылилась в политическое противоборство. Дело в том, что еще 28 апреля 1983 г. страны, входившие в Совет Европы, подписали Дополнительный протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 1 которой гласит: ''Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". В момент составления Протокола его подписали представители лишь 13 из 21 входивших в Совет Европы государств (некоторые не подписали и не ратифицировали его в дальнейшем). Однако для новых членов Совета Европы, в том числе и для России, условием такого вступления ставится законодательная отмена смертной казни в течение трех лет, а до этого - введение моратория на исполнение смертных приговоров[176].
Россия подписала Протокол № 6, что влечет обязательность его исполнения при ратификации его Федеральным Собранием РФ. Понимая проблематичность такого решения, Президент России Б.Н. Ельцин отказался рассматривать ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни (такие приговоры продолжали выноситься и в 1998 г.) с тем, чтобы заблокировать исполнение данного наказания (в силу ч. 4 ст. 184 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, введенного в действие с 1 июля 1997 г., основанием для исполнения приговора об исключительной мере наказания является, помимо приговора суда и других документов, также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании[177]).
Отмена смертной казни приобрела в Европе характер устойчивой тенденции. Так, в 1989 г. ее исключила из системы наказаний Румыния, в 1990 г. - Андорра, Чехия, Словакия, Венгрия, Ирландия, в 1992 г. –Хорватия и Словения, в 1993 г. - Греция, в 1997 г. - Азербайджан и Грузия, в 1998 г. – Польша, Эстония и Бельгия.
Однако вряд ли можно считать, что отказ от смертной казни стал общепринятой международно-правовой нормой. Это наказание сохранено в 53% государств. Даже в Европе смертная казнь по-прежнему предусмотрена в уголовном законодательстве Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В Великобритании предпринимались неоднократные попытки восстановить (после отмены в 1965 г.) смертную казнь за убийство, или, по крайней мере, за убийство полицейского. Парламент 24 февраля 1994г. провел четырнадцатое по счету голосование по этому вопросу.
Широко применяется смертная казнь в современном Китае. Она предусмотрена УК Японии[178]. В США в 1997 г. казнено различными способами (электрический стул, повешение, смертельная инъекция, газовая камера и расстрел) 74 человека. Еще 3250 осужденных ждут своей очереди[179].
Рамки данной лекции не позволяют подробно проанализировать все аргументы сторонников и противников смертной казни[180]. Со всей определенностью можно лишь сказать, что отказ от нее в современных российских условиях ничего практически не даст. С одной стороны, особо опасные преступники, которые ныне приговариваются к исключительной мере наказания, будут по-прежнему уничтожаться как правомерными (необходимая оборона, причинение вреда при задержании преступника[181]), так и неправомерными (самосуд, "заказные" убийства и др.) способами. С другой стороны, оставление жизни лицам, виновным в гибели законопослушных граждан, неизбежно приведет к новым людским потерям в силу специального рецидива преступлений.
Пожизненное лишение свободы. Как и во многих зарубежных странах, бессрочное заключение по российскому законодательству является альтернативой смертной казни. Однако превращение пожизненного лишения свободы сугубо в наказание-сателлит представляется далеко не безупречным. Дело в том, что при принятии нового УК РФ и ранее из санкций ряда статей Особенной части, предусматривающих ответственность засовершение особо тяжких преступлений, смертная казнь была изъята, а во вновь вводимые составы того же ряда не введена (например, ведение агрессивной войны, которая вызывает массовую гибель населения, в соответствии с ч.2 ст. 353 УК РФ не может повлечь смертной казни виновных, а, следовательно, и пожизненного лишения их свободы).
По нашему мнению, пожизненное лишение свободы в качестве полностью самостоятельного наказания целесообразно ввести в санкции ст. 275 ("Государственная измена"), 276 ("Шпионаж"), 279 ("Вооруженный мятеж"), 281 ("Диверсия").
Именно по такому пути идет законодательство ряда зарубежных стран. Так, в Греции лицам, виновным в совершении террористических актов, создателям террористических группировок и руководителям бандитских формирований грозит наказание в виде пожизненных каторжных работ. В Северной Ирландии руководство террористической организацией карается пожизненным тюремным заключением[182]. УК ФРГ в 1972 г. предусматривал это наказание в 11 составах преступлений, а в настоящее время – уже в пятнадцати[183].
В связи с предлагаемой реконструкцией рассматриваемого наказания целесообразно отказаться от ограничений в назначении пожизненного лишения свободы (ч. 2 ст. 57 УК РФ), за исключением несовершеннолетия виновного в момент совершения преступного деяния.
Нельзя одобрить сложившуюся в США практику осуждения подростков к пожизненному заключению.
Так, в 1995 г. судьи штата Калифорния заявили, что, вопреки закону, они будут судить трех 15-летних преступников, убивших 19-летнего студента, подрабатывавшего доставкой пиццы на дом, как взрослых. Главный виновный был осужден к пожизненному заключению без права апелляции, а два его соучастника - к 30 годам тюремного заключения. Только после этого Генеральная ассамблея штата внесла соответствующую поправку в законодательство[184].
По этому же пути идут суды Великобритании.
В ноябре 1997г. 14-летний Даниель Паркер был осужден к пожизненному лишению свободы за то, что в течение двух лет совершил несколько покушений на убийство, выразившихся в сталкивании на головы прохожих бетонных блоков с крыш домов. В двух случаях серьезно пострадали 8- летний мальчик иофицер полиции[185].
Для сравнения отметим, что в соответствии с российским законодательством ребенок, не достигший 14-летнего возраста, уголовной ответственности не подлежит вовсе, какое бы злодеяние он ни учинил. Между тем, эта проблема в России стоит не менее, если не более, остро, чем в США и Великобритании[186]. Одних убийств лица, не достигшие возраста уголовной ответственности, совершают более тысячи ежегодно.
В связи со сказанным важно вернуться к обсуждению предложений о снижении возраста уголовной ответственности за убийство и некоторые другие особо тяжкие деяния, которые вносились в период разработки проектов УК РФ, но были отвергнуты законодателем. Следует, в частности, учесть опыт Узбекистана, УК которого предусмотрел уголовную ответственность за убийство с 13-летнего возраста. Однако вряд ли есть основания полностью приравнивать несовершеннолетних к взрослым преступникам.
Что же касается рамок назначения наказания за неоконченное преступление, то, как показывает зарубежный опыт, их нельзя заужать до той степени, которая характерна для нового российского законодательства (см. ст. 66 УК РФ). Последствия приготовления к преступлению, и особенно покушения на его совершение, могут быть весьма тяжкими. Последнее может выражаться даже в умышленном лишении жизни других людей (например, покушение на убийство двух и более лиц - п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Пожизненное лишение свободы имеет существенный конструктивный недостаток: будучи назначенным виновному, оно делает его "неуязвимым" для уголовной репрессии в случае совершения им новых преступлений (за исключением тех, которые караются смертной казнью). В параграфе 13 гл. 2 УК Финляндии сделана попытка решения данной проблемы за счет введения в систему наказаний такого вида, как одиночное заключение в светлой камере (т.е., очевидно, в изолированном помещении, где не гасится свет даже в ночное время и ведется постоянное наблюдение за осужденным) сроком до шести лет[187].
Лишение свободы ни определенный срок. Данный вид наказания относится к числу наиболее часто применяемых в российской судебной практике. Его составляющая от общего числа осужденных, достигнув в 1985 г. 45,2 %, в последующие годы колебалась в диапазоне 36-39 %, а в 1996 г. упала до 33,9 %. Впрочем, в абсолютном значении число осужденных к этому виду наказаний в 1990-1996 гг. непрерывно росло (с 203 359 до 373 519).
Столь широкая реализация лишения свободы в нашей стране вызвала резкую критику отечественных и зарубежных правозащитных организаций[188]. Однако эта критика справедлива лишь отчасти. Дело в том, что количество лишенных свободы в России искусственно завышается за счет лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении (по непонятной причине законодатель не называет ее исправительной). Это учреждение ныне предназначено для лиц, совершивших неосторожные преступления, при условии, что они осуждаются на срок не свыше пяти лет (п. "а" ч. 1 ст. 58 УК РФ). Учитывая, что санкции большинства статей Особенной части, предусматривающих ответственность за неосторожные преступления (например, ст. ст. 109, 123, 143, 168, 218, 246, 284, 293, 348 и другие УК РФ), не выходит за обозначенные рамки, следует признать, что основная масса таких преступников должна направляться именно в колонии-поселения.
К тому же при осуждении по другим статьям (например, ч. 2 ст. 215, ч. 2 ст. 216, ч. 2 ст. 217, ч 2 ст. 219, ч. 3 ст. 238, ч. 3 ст. 247, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 268 и другие УК РФ) суд вправе избрать наказание в виде лишения свободы в тех же пределах. Следует учитывать, что в колонию- поселение осужденные могут быть направлены не только по приговору суда, но и по постановлению судьи из исправительных колоний общего и строгого режимов (ч. 1 ст. 364 УПК РСФСР).
Анализ режима, установленного в колониях-поселениях, позволяет прийти к выводу, что они фактически не являются местом лишения свободы, поскольку не обеспечивают реализацию важнейшего конструктивного признака этого наказания -изоляцию осужденного от общества (см. ч. 1 ст. 56 УК РФ).
В соответствии со ст. 129 УК РФ в колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, хотя и под надзором администрации колонии. В часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии. С разрешения администрации могут передвигаться без надзора вне границ колонии-поселения (но в пределах административно-территориального образования), если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением. Осужденные носят гражданскую одежду, могут иметь при себе деньги, ценные вещи и пользоваться ими без ограничения. Они также без ограничении вправе получать посылки и бандероли и иметь любое количество свиданий. Проживают осужденные и специально предназначенных общежитиях. При этом имеющим семьи может быть разрешено проживание на арендованной или собственной площади как на территории колонии-поселения, так и за ее пределами. Осужденным разрешается заочно обучаться в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах границ соответствующего административно - территориального образования.
Тем самым отбывание наказания в колонии-поселении по своим важнейшим характеристикам совпадает с наказанием, не связанным с изоляцией от общества, - ограничением свободы, предусмотренным ст. 53 УК РФ. Оставление первого из названных наказаний в рамках лишения свободы противоречит реальному правовому статусу отбывающих его лиц.
Поэтому целесообразно осуществить реконструкцию ст. 53 и п. "а" ч. 1 ст. 58 УК РФ, а также соответствующих статей УИК РФ, направленную на слияние закрепленных в них институтов в одно название. При этом следует, конечно, отказаться от запретов, установленных в ч. 5 ст. 53 УК РФ.
Реформа уголовного законодательства ознаменовалась не только введением пожизненного лишения свободы, но и существенным повышением предела сроков лишения свободы. Так, если ранее действовавший УК РСФСР в качестве верхнего предела предусматривал 10-летнии срок лишения свободы и лишь в качестве исключения поднимал его до 15 лет, то новый УК РФ расширил рамки данного наказания до двадцати лет, а при назначении наказания по совокупности преступлений и приговоров - соответственно до двадцати пяти и тридцати лет.
В прошлом сверхдлительные сроки лишения свободы в основном применялись за квалифицированные виды хищений, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, бандитизм и некоторые разновидности убийства при отягчающих обстоятельствах. Однако соответствующие нормы утратили силу с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958г., установивших (и то как исключение) максимальный срок лишения свободы в размере 15 лет.
Разительно отличается от этой картины практика назначения рассматриваемого наказания за рубежом.
В соответствии с п. 1 ст. 222-3 УК. Франции истязание несовершеннолетнего может повлечь заточение сроком до 20 лет, а если субъектом преступления является родственник по восходящей линии (ч. 3 той же статьи) - до 30 лет. Максимальное наказание за это преступление по УК РФ - всего семь лет лишения свободы. Разительно различаются и санкции таких составов преступлений, как причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование и другие агрессивные сексуальные действия, торговля наркотиками и многих других[189].
Мало того, до недавнего времени в большинстве штатов США и в Канаде лишение свободы назначалось на неопределенный срок. Реальное время, проведенное в тюрьме, зависело не от приговора суда, определявшего верхние и нижние рамки наказания, а от административного органа, именуемого советом по условно-досрочному освобождению. Как отмечают американские исследователи, многие профессионалы в сфере уголовной юстиции считают, что эта система наказаний была совершенней. При этом предлагается, скажем, наделить упомянутые советы определять конкретное наказание за жилищную кражу со взломом в размере от 10 до 25 лет[190] (по российскому УК максимальное наказание за это преступление - 6 лет лишения свободы).
Насколько такой подход непривычен даже для современных постсоветских государств можно судить по ч. 3 ст. 58 Модельного УК для государств - участников СНГ, которая устанавливает, что за неосторожные преступления срок лишения свободы не может превышать семи лет[191]. В основу этой небесспорной рекомендации положена концепция о случайном характере неосторожного преступного поведения, которая, однако, не подтверждается криминологическими исследованиями[192].
Однако с рассматриваемым видом наказания тесно связана проблема предварительного заключения под стражу. С формально-юридических позиций предварительное заключение находится вне сферы действия уголовного и уголовно-исполнительного права, так как подвергнутое ему лицо еще не признано судом виновным, а может быть, и не будет признано таковым в дальнейшем. В связи с этим в п. 1 ст. 34 УК Испании 1995 г. прямо сказано, что задержание и предварительное заключение, а также другие меры предупредительного характера наказаниями не считаются[193].
Отечественные и международные правозащитные организации справедливо объединяют категории подследственных и ocужденных, исходя из того, что все они подвергаются интенсивному карательному воздействию, причем в более неблагоприятных условиях нaxoдятся как раз те лица, презумпция невиновности которых еще не опровергнута.
О том, что это за условия, свидетельствует, в частности, такой факт. В московском следственном изоляторе "Матросская тишина" летом 1995 г. в камере площадью 70 м. кв. находились 140 заключенных[194]. В аналогичных условиях содержится большинство заключенных в многочисленных СИЗО по всей России[195].
Исполнение как предварительного заключения, так и лишения свободы по приговору суда, основывается на совокупности национальных правовых норм, которые должны соответствовать международным стандартам. Такие стандарты можно найти в Европейских Тюремных Правилах 1987 г., которые являются пересмотренной версией Европейских минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 19 января 1973 г. Последние в свою очередь основывались на Минимальных стандартных правилах обращения с зaключeнными ООН от 31 июля 1957г. В отличие от вышеназванных Правил ООНЕвропейские Тюремные Правила (ЕТП) гораздо менее известны в нашей стране[196].
Не останавливаясь подробно на положениях этих правил скажем лишь, что несложные подсчеты показывают: для обеспечения минимальных стандартов в СИЗО к 2000 г. государству придется прибегнуть к затратам, равным одной пятой годового федерального бюджета 1996 г[197]. Поскольку это нереально, выход надо искать в реформировании уголовно-процессуальной процедуры предварительного расследования, задействовании иных видов наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Арест является одной из альтернатив более длительным срокам лишения свободы в условиях исправительной колонии. Его применение отвечает не только зарубежным, но я отечественным традициям, которые, впрочем, были забыты в России. Достаточно сказать, что средний срок лишения свободы в конце XIX в. в России составлял около двух месяцев, а в 1994 г. он равнялся четырем годам.
Такая практика имела поддержку со стороны многих специалистов уголовно-правовой и пенитенциарной науки 60 - 70 гг. Интересно отметить, что в критике кратких сроков лишения свободы сошлись такие видные представители ленинградской (петербургской) и московской школ уголовного права, как профессора М.Д. Шаргородский[198] и Н.А. Стручков[199]. Конечно, названные ученые порицали краткие сроки лишения свободы исходя из незначительных возможностей исправительно-трудового (по тогдашней терминологии) воздействия на осужденного к лишению свободы в обычном смысле этого термина, а не в режиме ареста.
Рассматриваемым вид наказания появился в современной системе наказаний при принятии нового УК России в 1996 г.
Как гласит ч. 1 ст. 54 УК РФ, арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Представляется, что арест должен применяться в двух типичных ситуациях: а) когда личность виновного характеризуется отрицательно, но он не имеет опыта нахождения в местах лишения свободы и потому, пусть кратковременное, но интенсивное воздействие способно отвратить его от совершения новых преступлений; б) когда к виновному уже применялось наказание, в том числе лишение свободы, но санкция статьи УК, но которой он привлекается к ответственности в настоящее время, не содержит более строгого наказания, чем арест.
Понятие строгой изоляция от общества, о которой идет речь в вышеуказанной норме, раскрывается в ст. 69 УИК РФ: на осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы в тюрьме на общем режиме.
Главной особенностью тюремного режима, как известно, является содержание осужденных в запираемых общих камерах (хотя, конечно, строгая изоляция, в принципе, предполагает помещение в одиночную камеру).
Осужденным к данному наказанию не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Им не разрешается получать посылки, передачи и бандероли, кроме содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее профессиональное образование, профессиональная подготовка ocyжденных не осуществляется.
Арестованные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние осужденные - не менее полутора часов. Последним предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью не более трех часом с родителями или лицами, их заменяющими.
Передвижение осужденных к аресту без конвоя не разрешается. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться меры взыскания в виде выговора или водворения в штрафной изолятор на срок до 10 суток.
Изолированно от иных арестованных и раздельно размещаются: осужденные мужчины и женщины, несовершеннолетние осужденные, а также лица, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость. Военнослужащие отбывают арест на специально созданных для этого гауптвахтах или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.
В ч. 2 ст. 54 УК РФ указано, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
На первый взгляд, эти ограничения носят сугубо туманный характер. Однако они способны ухудшить положение указанной категории осужденных, прежде всего при избрании им наказания по тем статьям Особенной части УК, санкции которых в качестве альтернативы аресту содержат лишение свободы. Дело в том, что лишение свободы носят поистине универсальный характер и применимо ко всем без исключения категориям подсудимых.
Не менее негативные последствия может вызвать назначение в указанных случаях наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества. Так, оставление на свободе лица, уличенного в угрозе убийством (ст. 119 УК РФ) или принуждении к даче ложных показаний, соединенных с такой угрозой (ч. 2 ст. 302 УК РФ) может привести к реализации намерений.
Институт ареста может быть усовершенствован. В частности, заслуживает внимания практика ареста на выходные дни. В соответствии со ст. ст. 33 и 37 УК Испании такой арест может быть назначен от одного до двадцати четырех дней, за исключением случаев, когда арестом заменяется тюремное наказание. Если арестованный дважды неправомерно пропускает отбытие ареста, суд по надзору может решить, что арест будет исполняться непрерывно.
Таким образом, арест способен ослабить тяжкий пресс, который давит на учреждения предварительного заключения, поскольку средний срок пребывания в них ныне составляет 10 месяцев. Однако эта возможность пока эфемерна: отсутствие материальных, финансовых и кадровых предпосылок побудили законодателя отсрочить его реальное применение по крайней мере до 2001 г. (и этот срок нам представляется малореальным).
Поэтому действительный выход из создавшегося положения видится в широком применении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Отечественная система наказаний включает еще один вид, связанный с изоляцией осужденного от общества, - содержание в дисциплинарной воинский части.
От лишения свободы это наказание отличается не столько фактически, сколько юридически - осужденный сохраняет статус военнослужащего, хотя, естественно, с существенными ограничениями в правах (см. ст. 55 УК РФ, ст. 155 - 171 УИК РФ).