Структура уголовного законодательства.

Понятие и содержание уголовного закона.

Лекция 3. Уголовный закон.

 

Государство не может функционировать без определённой системы законов, призванных обеспечить правовой порядок в обществе посредством регулирования отношений, возникающих между его членами. В этом смысле Российское государство не является исключением и также, как другие государства, обладает установленной системой законов, регулирующих различные виды общественных отношений, и в зависимости от их характера и содержания они (законы) постоянно развиваются, совершенствуются и изменяются. При этом и сами законы оказывают влияние на возникновение, функционирование, изменение и прекращение тех или иных общественных отношений.

В силу того, что общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе жизнедеятельности человека, общества и государства, их взаимодействия различны по форме и содержанию, законы их регулирующие имеют свой собственный, только им присущий предмет правового регулирования.

Данное обстоятельство наряду с другими, позволяет классифицировать законодательство на гражданское, трудовое, семейное, жилищное, административное, уголовное и т.д.

Среди названных и других видов законодательства уголовное занимает не то, чтобы особое, но самостоятельное место. Оно выражается в том, что только уголовное законодательство определяет преступность и наказуемость деяний и, соответственно, регулирует общественные отношения, имеющие уголовно-правовой характер.

Уголовный закон, как и другие правовые законы, в отличие от объективных законов природы и общества, существующих независимо от нашего к ним отношения, принимается, изменяется и отменяется государством, которое в конечном итоге является продуктом (творением) человеческого сознания. Следовательно, и уголовный закон, его состояние, характер, цели и механизм применения, круг регулируемых и охраняемых им общественных отношений, так или иначе зависят от самого человека, уровня его образования и культуры, одновременно он (закон) направлен на регламентацию человеческого поведения посредством установления и (или) закрепления правовых норм.

Федеративный характер государственного устройства России позволяет отнести принятие действующих на её территории законов к ведению федеральных органов государственной власти, совместному ведению федеральных органов власти и органов власти субъектов России, и к ведению органов власти субъектов России.

При этом принятие уголовного законодательства относится к ведению федеральных органов государственной власти России согласно Основному закону страны (ст. 71 Конституции России). Это означает, что на территории всего государства действует единое уголовное законодательство, которое не может быть отменено, изменено или не исполнено (не применено) при наличии к тому оснований в какой либо части государства в интересах или в угоду местных особенностей, которые, между тем, не всегда в достаточной степени находят отражение с действующем законодательстве.

Уголовные законы, принимаемые законодательным органом государства, которым в соответствии со ст. 105 Конституции России является Государственная Дума Федерального Собрания России, характеризуются специфической формой и содержанием уголовно-правовых норм. Они устанавливают принципы и основания уголовной ответственности, определяют признаки деяний (действий или бездействия), признаваемых преступлениями, наказание, применяемое за их совершение. Кроме того, уголовно-правовые нормы определяют также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Таким образом, уголовный закон является нормативно-правовым актом, принимаемым Федеральным органом законодательной власти и содержащий нормы, устанавливающие принципы и основания уголовной ответственности, определяющие, какие деяния признаются преступлениями и какие наказания применяются к лицам, совершившим эти преступления, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовный закон выступает в виде либо отдельной нормы или нескольких норм, закреплённых в отдельном законодательном акте или в виде систематизированного свода законов, именуемого кодексом. Российское уголовное законодательство считается кодифицированным. В уголовном законодательстве России досоветского периода, наряду с некодифицированными источниками уголовного права, к которым относились Русская Правда, Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., существовали и крупные кодифицированные юридические акты, такие как Соборное Уложение 1649 г., Артикул воинский Петра I (1715 г.), Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное Уложение 1903 г. Советское уголовное право также выражалось в кодифицированных нормативных актах, постепенно заменивших так называемое “декретное право”, имевшее место в первые годы советской власти. К ним относятся: первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., Уголовные кодексы РСФСР 1926 г. и 1960 г.

Действующее российское уголовное законодательство является полностью кодифицированным. Единственным уголовным законом признаётся Уголовный кодекс Российской Федерации. Он принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. и вступил в силу с 1 января 1997 г., заменив тем самым ранее действовавший УК РСФСР 1960 г.

Уголовно-правовые нормы, определяющие преступность и наказуемость деяния, а также предусматривающие иные правовые последствия могут содержаться кроме собственно уголовного закона и в других законодательных актах (комплексных межотраслевых, либо уголовных, принимаемых в целях совершенствования действующего уголовного законодательства). Например, Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г., подписанный Президентом РФ 25 июля 1998 г. Однако, новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, согласно ч.1 ст. 1 УК подлежат включению в УК и, соответственно, не могут применяться самостоятельно.

Уголовный закон является источником и нормативно-правовым выражением уголовного права. Это означает, что понятие преступления, содержание и перечень преступных деяний, характер, виды и цели наказания, а также иные уголовно-правовые последствия совершения преступления устанавливаются только и исключительно уголовным законом. Какой-либо иной нормативно-правовой акт, кроме уголовного закона не определяет преступность и наказуемость деяний. Судебные решения по конкретным уголовным делам (приговоры, определения, постановления не признаются в качестве источников уголовного права, поскольку они не создают уголовно-правовых норм, а выступают лишь формой (процедурой) их реализации. При этом даже Верховный Суд РФ, наделённый согласно Конституции РФ и Федеральному Конституционному закону РФ “О судебной системе РФ” от 31 декабря 1996 г. правом дачи разъяснений по вопросам следственно-судебной практики, не порождает уголовно-правовые нормы, а лишь толкует их содержание и оценивает применение полезных в судебной практике норм. Соответственно, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не определяют также преступность и наказуемость деяний.

Уголовный закон, устанавливая преступность и наказуемость деяний и другие уголовно-правовые последствия, основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст.1 УК РФ). Следовательно, уголовные законы, принимаемые в РФ не могут противоречить Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, включённым в правовую систему РФ согласно её Конституции (ч. IV ст. 15). Так, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в постановлении №8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” от 31 октября 1995 г., суд, рассматривая и разрешая дело, включая и уголовное, должен применять непосредственно нормы Конституции в случае, когда придёт к выводу о противоречии Федерального закона, в том числе уголовного, положениям Основного закона.[2] Например, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 59) гражданам РФ гарантируется свобода вероисповедания и свобода действовать в соответствии со своими убеждениями, и в случае, когда несение военной службы (исполнения воинской обязанности) противоречит их убеждениям и вероисповеданию, они имеют право на замену её альтернативной службой. Ввиду того, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и подзаконные акты, применяемые на её территории не могут противоречить Конституции, а если это имеет место, то должны быть применены конституционные нормы. Следовательно, отказ гражданина от несения военной службы по религиозным убеждениям либо по мотивам вероисповедания не может быть квалифицирован как уклонение от исполнения обязанностей военной службы путём симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ) и ему должна быть предоставлена возможность реализации его конституционного права на замену её (военной службы) альтернативной службой.

Уголовный закон, являясь формой выражения уголовного права, выступает правовой основой для осуществления правосудия по уголовным делам и тем самым способствует реализации уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов и должностных лиц предварительного расследования и суда при производстве по уголовным делам должна быть основана на строгом и неукоснительном соблюдении норм уголовного (материального) законодательства. Никто не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён иначе как на основании и в соответствии с уголовным законом.

Уголовный закон способствует выполнению профилактических и воспитательных задач, оказывая сдерживающее влияние на неустойчивую часть населения, лиц, склонных к совершению преступлений, и тем самым выступает серьёзным фактором, направленным на обеспечение правового порядка в обществе.

 

Действующее уголовное законодательство страны представляет УК РФ, соответственно речь должна идти о структуре данного закона.

УК выступает в качестве системы относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных уголовно-правовых норм и институтов. УК включает две части: Общую и Особенную, являющиеся наиболее крупными его структурными элементами. Общая часть состоит из норм и институтов, определяющих задачи и принципы уголовного закона (ст. 1-8), его действие во времени ив пространстве (ст. 9-13), понятие преступления и виды преступлений (ст. 19-23), понятие и формы вины (ст. 24- 28), а также неоконченное преступление (ст. 32-36), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42).

Кроме того, Общая часть включает такие важнейшие институты, как наказание (ст. 43-74), освобождение от уголовной ответственности и от наказания (ст. 75-86), уголовная ответственность несовершеннолетних (ст. 87-96), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104).

Особенная часть состоит из норм и институтов, определяющих, какие общественно-опасные деяния признаются преступлениями, виды наказаний, подлежащих применению к лицам, их совершившим.

Общая и Особенная части образуют целостное, неразрывно связанное единство, направленное на решение одних уголовно-правовых задач. Нормы и институты Общей и Особенной частей взаимодействуют в процессе реализации уголовного закона. Это означает, что применение норм Особенной части, например, при квалификации совершённого деяния, предполагает обращение к нормам и институтам Общей части и наоборот. Так, при квалификации содеянного как неоконченное убийство по ст. 105 УК возникает необходимость применения соответствующей нормы, предусмотренной в ст. 30 УК, определяющей признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление. При этом нормы, содержащиеся в общей части характеризующие, в частности, институт соучастия в преступлении не могут применяться самостоятельно, без указания норм Особенной части, в которых определены признаки определённых преступлений, поскольку соучастие возможно лишь применительно к конкретному преступлению.

Общая и Особенная части уголовного законодательства подразделяются на разделы, разделы – на главы, а главы – на статьи, содержащие одну и более уголовно-правовые нормы.

Общая часть состоит из следующих разделов: I – “уголовный закон”; II – “преступление”; III – “наказание”; IV – “освобождение от уголовной ответственности и наказания”; V – “уголовная ответственность несовершеннолетних”; VI – “принудительные меры медицинского характера”. Названные шесть разделов объединяют пятнадцать глав.

Особенная часть включает также шесть разделов: VII – “преступления против личности”; VIII – “преступления в сфере экономики”; IX – “преступления против общественной безопасности и общественного порядка”; X – “преступления против государственной власти”; XI – “преступления против военной службы”; XII – “преступления против мира и безопасности человечества”. Эти разделы объединяют девятнадцать глав. Разделы и главы Особенной части выделяются в зависимости от свойств (признаков) объектов преступного посягательства.

Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в статьях и составляющие Общую и Особенную части уголовного закона, являются первичными элементами структуры УК. При этом количество уголовно-правовых норм не совпадает с количеством статей уголовного законодательства – первых гораздо больше. Это объясняется тем, что статья закона выступает формой, внешним выражением уголовно-правовой нормы, поэтому значительная часть статей закона содержит, несколько уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая норма (нормы) находит своё выражение в уголовном законе в форме статьи. Например, в ст. 110 УК сформулирована одна уголовно-правовая норма, определяющая признаки доведения до самоубийства, в ст. 109 УК – две уголовно-правовые нормы, а в ст. 212 УК “Массовые беспорядки ” содержится три уголовно- правовые нормы.

Новый УК РФ содержит 360 статей, из них в Общей части – 104, а в Особенной – 256. Например, глава 34 “Преступления против мира и безопасности человечества” содержит восемь статей (ст. 353-360), включающих тринадцать уголовно-правовых норм, содержащих признаки деяний, признаваемых преступлениями, посягающими на мир и безопасность человечества. Статьи уголовного законодательства имеют нумерацию арабскими цифрами. В случае внесения изменений, дополнений либо отмены какой-либо нормы, порядок нумерации статей в кодексе не меняется.

Статьи как Общей, так и Особенной части УК состоят из одной, двух и более частей, каждая из которых содержит самостоятельную уголовно-правовую норму. Части статьи также пронумерованы арабскими цифрами. Структурно статьи Общей части отличаются от статей Особенной части. Так, статьи Общей части включают диспозиции, в которых формулируются нормы-принципы, нормы- декларации либо нормы-определения. К таким статьям, например, можно отнести ст.3-7 УК, в которых определяются принципы уголовного права, раскрывается их содержание.

Статьи Особенной части, как правило, состоят из двух и более частей. Каждая часть содержит уголовно-правовую норму, состоящую из диспозиции и санкции. Нормы Особенной части содержат гипотезу в статьях Общей части. Одновременно, Особенная часть УК содержит и нормы-определения, лишённые санкций. Например, нормы, определяющие крупный размер незаконного предпринимательства (примечание к ст. 171), крупный размер неуплаченных таможенных платежей (примечание к ст.194), понятие должностного лица (примечание к ст. 285) и др.

Под гипотезой как элемента уголовно-правовой нормы следует понимать условие, при наличии которого начинает действовать диспозиция (правило), нарушение которой влечёт применение санкции.

Диспозиция содержит признаки конкретного общественно-опасного, уголовно наказуемого деяния. Признаются следующие виды диспозиций: простые, описательные, ссылочные и бланкетные.

Простая диспозиция не даёт определения соответствующего преступления, а содержит лишь его наименование. К таким диспозициям, например, можно отнести те, что предусмотрены в ч. 1 ст. 126 УК (похищение человека), ч. 1 ст. 306 УК (заведомо ложный донос о совершении преступления) и др.

Описательная диспозиция содержит не только наименование конкретного преступления, но и приводит его описание. Так, ч. 1 ст. 105 УК устанавливает, что убийство – это умышленное причинение смерти другому человеку, ч. 1 ст. 288 УК определяет контрабанду как перемещение в крупном размере через таможенную границу России товаров или иных предметов, а ст. 227 УК рассматривает пиратство как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения, т.е. дают описания данных преступлений.

Ссылочная диспозиция не определяет признаки соответствующего преступления, а отсылает к другой норме уголовного закона. Так, в ст.ст. 112, 116, 117, 179, 265, 268 УК содержатся ссылочные диспозиции. Это означает, что для определения признаков состава преступления, например, связанного с принуждением к совершению сделки или отказу от её совершения (ст.179 УК ), следует обратиться к ст. 163 УК, для исключения признаков вымогательства, о чём прямо говорится в диспозиции ст. 179 УК.

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления в самом уголовном законе, а отсылает для этого к другим законам, либо к другим нормативно-правовым актам гражданского, трудового, экологического, административного и иного характера. Так, к бланкетной относится диспозиция ст. 246 УК, определяющая ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Раскрытие признаков данного преступления представляется возможным лишь при обращении к соответствующим нормативно-правовым актам экологического законодательства.

Кроме того, УК содержит так называемые смешанные диспозиции с элементами (признаками) описательной и бланкетной или бланкетной и ссылочной диспозиций. В качестве описательно-бланкетной можно назвать диспозицию ст. 289 УК, устанавливающую ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности, а ссылочно-бланкетная приводится в ч. 1 ст. 112УК, предусматривающей ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

Санкция уголовно-правовой нормы является самостоятельным элементом, определяющим вид и размер наказания за конкретное преступление. Для УК характерны санкции двух разновидностей: относительно-определённые и альтернативные.

Относительно-определённая санкция устанавливает вид наказания и его минимальный и максимальный пределы или только максимальный предел наказания. Так, ч. 1 ст. 105 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет, а ст. 106 УК – до пяти лет. В тех случаях, когда в самой статье уголовного закона содержится указание лишь на максимальный предел наказания, минимальный предел определяется согласно положениям Общей части УК, характеризующим соответствующий вид наказания.

Например, минимальный срок лишения свободы согласно ст. 56 УК равен шести месяцам, соответственно санкция ст. 106 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

Альтернативная санкция предусматривает два и более вида наказания. Например, ч. 1 ст. 107 УК, предусматривающая ответственность за убийство, совершённое в состоянии аффекта, устанавливает наказание в виде ограничения свободы на срок до трёх лет или лишение свободы на тот же срок. Это означает, что за совершение названного преступления может быть назначено либо ограничение свободы, либо лишение свободы с определением их размера.