ЛЕКЦИЯ 2. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

§ 1.Понятие науки уголовного права, ее предмет и метод.

§ 2. Теоретические источники науки уголовного права. Связь с другими смежными отраслями знаний.

§ 3.Основные тенденции современной науки уголовного права.

§ 1.Понятие науки уголовного права, ее предмет и метод.

­Наука уголовного права занимает значительное место в системе юридических дисциплин. Это положение обеспечивается значимостью самой отрасли права, которое устанавливает преступность деяний и их наказуемость.

Наука как система идей, представлений о роли права в борьбе с преступностью являет собой изменчивую систему, поскольку изменчива сама социальная материя, т.е. изменчиво и общество, и основные его институты «право, государство, режим власти».

Наука уголовного права имеет свою историю, в которой были и славные, и трагические страницы. В истории науки уголовного права были периоды, когда ученых-криминалистов разделяли не различные подходы и доктрины, а т.н. классовый подход.

Человечество за весь период развития цивилизации накопило большой опыт практической деятельности во всех сферах жизни - производстве предметов потребления, различных машин и механизмов, государственном устройстве и т. д­. Однако этот опыт не лежит мертвым грузом в прошлом - он изучается и обобщается. Одним из видов деятельности человека является наука. Это особый вид деятельности, который отличается, скажем, от производства, художественного или музыкального искусства.

Это отличие заключается в том, что некоторые знания невозможно использовать в практике сегодня, они будут задействованы в практической деятельности через 10 и более лет.

Другое отличие заключается в том, что этой сферой деятельности занимаются люди, которые имеют специальную подготовку, специальные знания и умения по проведению научных изысканий. Подготовить такого специалиста - гораздо более сложная и дорогостоящая задача, чем, скажем, подготовить рабочего, повара и т.п.

Что же такое наука? Наука - это особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Результатом такой деятельности является получение новых знаний об объективном мире.

Однако это родовое понятие науки в целом. Наука живет в своих сферах и отраслях, каждая из которых имеет свой предмет. Именно предмет науки отличает одну отрасль знаний от другой. Науки юридического цикла, изучающие закономерности, возникающие в области юриспруденции, отличаются друг от друга своим предметом. Так, предмет уголовно-процессуальной науки отличен от предмета уголовно-правовой науки, а ее предмет отличается от предмета криминологии, и т.д. Однако все юридические науки объединяет единый объект познания, которым является правовая действительность как особая область социальной жизни. На освоение и изучение этой правовой действительности направлено внимание специалистов всех отраслей юридической науки. Предмет - это то, что в данном объекте (­в правовой действительности) изучает конкретная наука. Следовательно, под предметом науки необходимо понимать определенную совокупность явлений и закономерностей объективной действительности, которые исторически исследует конкретная наука, и которые образуют общую реальную основу теоретического исследования. Предметом науки уголовного права являются закономерности возникновения и функционирования уголовного законодательства, а также механизм уголовно-правового регулирования. Предмет науки уголовного права является сложным образованием, он имеет два структурных уровня: социологический и юридико-догматический.

К социологическому уровню относятся, прежде всего, закономерности и тенденции развития уголовного законодательства, его социальная обусловленность и эффективность.

К юридико-догматическому уровню предмета науки уголовного права следует отнести весь механизм уголовно-правового регулирования, куда включаются все нормы уголовного права, уголовно-правовое отношения, правотворческая и правоприменительная деятельность. По нашему мнению, предмет науки включает в себя также историю науки уголовного права и уголовное законодательство зарубежных государств. Установление предмета позволяет нам дать развернутое определение науки уголовного права.

Наука уголовного права - это отрасль юридической науки, изучающая нормы уголовного права, уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением отдельными лицами преступлений и применение к ним уголовных наказаний и иных видов ответственности, а также социальную обусловленность и эффективность применения уголовно-правовых норм.

В отличие от уголовного права как системы уголовного законодательства, наука уголовного права представляет собой систему уголовно-правовых идей и взглядов, теоретических положений, относящихся ко всем проблемам уголовного права.

Предметом науки уголовного права являются российское и зарубежное уголовное законодательство, история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов, правоприменительная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Поэтому предмет науки уголовного права значительно шире предмета уголовного права как системы уголовного законодательства.

Следующим важнейшим вопросом является определение специфики того инструментария, который использует наука уголовного права при изучении своего предмета. Методология любой науки является частным случаем гносеологии - общей теории познания. А это значит, что методы науки уголовного права несут в себе как родовые черты гносеологии, так и специфические присущие конкретной отрасли знаний признаки. Отсюда следует, что методы науки уголовного права подразделяются на две большие группы - общенаучные и частнонаучные. Общенаучные методы - это универсальные пути исследования закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Основным общенаучным методом современной науки (в том числе и уголовного права) является диалектический метод, который предполагает изучение любого явления в развитии и связи с другими явлениями. Этот фундаментальный метод освобождает исследователя от односторонних выводов при оценке того или иного факта действительности. Применение этого метода при проведении исследования в уголовном праве заключается в том, что ученый рассматривает тот или иной вид преступления как частный случай человеческого поведения, который находится во взаимосвязи с другими социальными факторами. К общенаучным методам относятся также методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения и т.д.

Частнонаучные методы - это пути изучения предмета науки уголовного права, позволяющие рассмотреть проблему исследования всесторонне и комплексно.

Наиболее распространенными в науке уголовного права являются социологические и логико-догматические методы. К социологическим относятся: анкетирование, опрос экспертов, интервьюирование, контент-анализ. Методика социологических исследований в уголовном праве имеет свои очерченные пределы и должна соответствовать определенным требованиям. Логико-догматические методы включают в себя исторический, логико-юридический и сравнительно-правовой метод. Исторический метод исследования предполагает изучение уголовно-правовой нормы и практики ее применения в различные исторические периоды. Логико-юридический метод заключается в доктринальном толковании тех или иных признаков уголовно-правовой нормы. Метод сравнительного правоведения заключается в составлении таблиц уголовно-правовых норм, на основе которых исследователь путем сравнения устанавливает их общие и отличительные признаки.

Система науки уголовного права в целом делится на следующие подотрасли знаний:

1. Наука, изучающая историю уголовного права.

2. Наука, изучающая проблемы Общей части уголовного права.

3. Наука Особенной части, которая исследует вопросы, касающиеся конкретных составов преступлений и эффективность установленного за их совершение наказания.

3. Наука, изучающая уголовное законодательство зарубежных государств.

§ 2. Теоретические источники науки уголовного права. Связь с другими смежными отраслями знаний.

Каждая наука, развиваясь во времени, преодолевая один за другим рубежи непознанного, накапливает при этом ценнейший теоретический материал. Не все слагаемые этого материала проходят проверку временем и жизнью, она отсекает все поверхностное, надуманное, субъективное и кристаллизует подлинные крупицы знаний. Эти крупицы добывались многими поколениями ученых-криминалистов как в нашей стране так и за рубежом, теоретическим источникам науки уголовного права относятся основные уголовно-правовые доктрины, а также уголовно-правовые акты, принимаемые различными государствами.

Наука уголовного права зарождалась в период ХVII-ХVIII веков в странах Западной Европы. По началу это были отрывочные бессистемные знания, полученные на основе суждений философов-гуманистов буржуазной эпохи о законах, о преступлениях и наказаниях. Так, известный гуманист Монтескье в своем трактате "О духе законов", написанном в 1748 году, развивал идеи о том, что уголовной каре подлежат одни лишь внешние действия, а не мысли и убеждения; он указывал на необходимость осуществления твердой законности при отправлении правосудия. Монтескье считал, что свобода и обязанности граждан в значительном мере зависят от характера и качества уголовных законов, и поэтому люди должны ­проявлять неустанную заботу об улучшении правосудия. Вопросы уголовного права получили отражение в работах другого известного философа Франсуа-Мари Вольтера. Два произведения Вольтера - "Комментарий к книге о преступлениях и наказаниях" и "Награда за справедливость" представляют собой наиболее глубокое обобщение уголовно-правовых взглядов того времени. Вольтер, выступая против вмешательства церкви в правосудие, пришел к выводу о том, что уголовное право должно быть основано на принципе общественной пользы, а не на принципе возмездия.

Наиболее полно демократические принципы уголовного права были сформулированы и обоснованы в трактате Чезаре Беккария "О преступлениях и наказаниях", вышедшем в 1764 году в виде небольшой брошюры, состоящей из 47 параграфов. В своей работе автор обосновал важнейший принцип демократического правосудия - равенство всех перед законом, недопустимость применения наказания за деяния, прямо неуказанное в законе как преступление. Работа имела огромный успех, она была переведена на все европейские языки и оказала определенное практическое воздействие на уголовное законодательство ряда стран. Так, император Пруссии Фридрих II под впечатлением прочитанной книги издал значительно смягченный уголовный кодекс. Проблемы уголовного права рассматривались и в трудах ученых, которые нам более известны как философы - И. Кант, Г.-Ф. Гегель, И.-Г- Фихте, и др.

Одним из наиболее ярких представителей науки уголовного права на рубеже ХVIII-ХIХ веков был Ансельм Фейербах. Он имел ученые степени доктора философии и доктора права. Император России Александр I приглашал А. Фейербаха для разработки Уголовного Уложения. В работах А. Фейербаха получила свое законченное оформление одна из значительных доктрин в уголовном праве - классическая школа.

В основе этого направления в науке уголовного права лежит представление его последователей о формах борьбы с преступлениями. Классическая школа отдает предпочтение чисто юридическим формам и путям моделирования уголовного правового запрета.

Заслугой классической школы является разработка основополагающих понятий и институтов - Общей части уголовного права, преступления и наказания, состава преступления, учения о вине, стадиях совершения умышленного преступления, соучастии и т.д.

К заслуге классической школы можно отнести обоснование принципа субъективного вменения, суть которого заключается в том, что во внешнем проявлении акта человеческого поведения необходимо устанавливать признаки вины, виновного причинения вреда.

Анализируя и приведя в стройную систему уголовно-правовые понятия, классическая школа достигла в этом направлении значительных результатов.

Большую заслугу классической школы составляет разработка вопросов о наказании. Наказание как средство юридического воздействия на преступника представлялось универсальным средством.

Все теории наказания в классической школе уголовного права условно делятся на две группы:

- абсолютные теории наказания;

- относительные теории наказания.

В абсолютных теориях наказание предстает как абсолют справедливости. Вопрос о целях наказания не рассматривается, поскольку совершением преступления преступник открывает возможность применения к самому себе наказания. Наказание рассматривается лишь как возмездие, не ставящее перед собой никаких внешних целей, оно исчерпывается восстановлением нарушенной справедливости (И. Кант, Г. Гегель). Относительные теории наказания исходят из постулата, что наказание назначается для того, чтобы не совершалось новое преступление. Представители этих теорий выработали и обосновали важнейшую проблему этого института – проблему целей наказания.

К целям наказания относятся общая и частная превенция, или предупреждение. Эта теория представлена такими именами как А. Фейербах и др.

Классическая школа создала также юридическое учение о преступлении, важнейшие понятия которого были получены в результате логико-догм­атич­еского анализа "правовой запрет-индивид".

Исследуя первую часть данного отношения, классическая школа создала теорию объекта преступления, где трактует о наличности юридической нормы как необходимого условия преступления, о влиянии на преступление свойств юридического блага, ­о всевозможных причинах, уничтожающих противозаконность деяния: необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д..

Анализируя вторую часть указанного отношения (индивид), классическая школа построила теорию субъекта преступления, где излагаются вопросы вменяемости, исследуются причины, уничтожающие способность к вменению и т. д.

Рассмотрение этого отношения в его единстве - образует теорию преступного деяния, которая распадается на два раздела: внутреннюю сторону преступления (субъективную) и внешнюю (объективную).

В первый раздел входят вопросы вины и ее форм (умысел, неосторожность), во втором разделе трактуются вопросы о стадиях преступной деятельности (приготовление, покушение, оконченное преступление), о формах, средствах, обстановке преступления и т.д.

Все эти вопросы рассматривались классической школой под углом зрения закона, т.е. их не интересовало, например, реальное развитие события преступления, а лишь то, что можно было заключить из анализа законодательного материала.

Такой несколько абстрактный подход через определенное время привел к кризису классической школы уголовного права.

И уже в середине XIX века безупречность теоретических построений классической школы подверглась сомнению. Произошло это благодаря организации систематического сбора статистических сведений о преступлениях, который позволил ­сделать некоторые выводы о свойствах преступлений, руководствуясь не только общими р­ассуждениями, ­но и точными данными. Первыми исследователями э­того направления были Дюкпетьо, Кетле,­ Ферри. Наиболее известен А. Кетле, которого называют "отцом ­моральной статистики ".

Другим серьезным фактором, повлиявшим на подрыв устоев классический школы, стал рост преступности. Ученые-­криминалисты все чаще обращались к данным уголовной статистики и не могли не задумываться над небывалым ростом преступности и видели ­все увеличивающийся разрыв между схоластическими рассуждениями науки­ и реальными запросами жизни, нуждающиеся в описании преступности и рекомендациях по ее снижению.

Классическая школа уголовного права весьма плодотворно развивалась учеными-­юристами России.

Наиболее виднейшими представителями этого направления являются Н.С. Таганцев, С.­В. Познышев, Н.А. Неклюдов и др.

Выдающуюся роль в развитии идей классической школы и науки уголовного права в целом сыграл Николай Степанович Таганцев, который был к тому же и государственным деятелем - входил в состав Государственного Совета Российской ­империи. По работам Н.С. Таганцева (наиболее известен ­его Курс лекций ­по уголовному праву) учились многие поколения юристов России.

В конце Х­Х века ­в науке уголовного права оформилось еще одно направление,­ получившее название "социологической школы уголовного ­нрава".

Представители этой школы вдохнули жизнь в некоторые догмы науки, соединив идею социальной обусловленности человеческого поведения с уголовным правом как системой предписаний для поведения.

Наиболее видными представителями социологической школы были Франц Лист (Германия), Адольф Принс (Бельгия). В Роосии идей социологической школы ­придерживались М.Б. Дуковский, И.Я. Фойницкий, М.­Н. ­Гернет, П.­И­ Люблинский, ­ ­ А.А. Пионтковский, А.Н. Трайнин и др.

Одним из важных вопросов, изучавшихся ­учеными-социологами, бы­л вопрос о причинах преступности. В рамках этого вопроса была разработана теория ­факторов, влияющих на преступность­. Эти факторы подразделяются на три большие группы 1) физические;­ 2) социальные, 3) индивидуальные­.

Под физическими понимались географические, климатические, метеорологические и другие условия.

Группу социальных факторов составляли безработица, низкий жизненный уровень, проституция, бродяжничество и т.д.

В группу индивидуальных факторов включались пол, возраст, наличие психофизических особенностей и т.д.

Определяющими ­из всех трех ­­групп считались ­­социальные факторы. Изучая воздействие асоциальной ­среды на преступность, социологическая школа выделяла в ней широкий круг­ явлений. ­Большой заслугой в связи с этим является изучение этой школой взаимосвязи экономики с преступностью.

На почве экономических контрастов (нищета ­большинства и богатство немногих) создается ­благополучная ­атмосфера ­для различных эксцессов, в том числе и преступлений. Много внимания представители соц­иологической шк­олы уделяли ­анализу таких ­явлений, как промышленные кризисы, неурожай и ­связанные ­с ними безработица и рост цен на продукты питания.

Отдавая предпочтение социальным факторам, социологическая школа не оставила без внимания и индивидуальные факторы преступности. Все индивидуальные факторы подразделяются ­на -­ а) прирожденные, б) случайные, в) приобретенные. Отсюда и деление ­преступников на 3 типа:

1) прирожденные 2) случайные 3) привычно-­исправимые и неисправимые.

С вопросом о типе преступника тесно связана ­концепция т.н. "опасного состояния личности''­ Согласно этой концепции, человек может представлять для общества опасность по своим индивидуальным психофизическим особенностям, ­причем эта опасность существует до и независимо от совершения этим лицом преступления.

"Социологи'' полагали, что социальная ­опасность лица, совершившего преступление, зачастую бывает значительно выше, чем само преступное деяние, поэт­ому представители социологической школы полагали, что наказывать такое ­лицо за правонарушение, не принимая во внимание постоянных свойств деятеля, ­может быть приемом совершенно иллюзорным.

Для выбора целесообразных мер нужно обращать большее внимание на постоянное состояние индивида, чем на совершенный поступок. В общем верная постановка весьма важной в научном и практическом отношении проблемы выводила, к сожалению,­ на негодные средства ее осуществления.

Так "­социологи" предлагали отказаться от таких важнейших институтов уголовного права, как вина и вменяемость, приравнять малолетних и душевнобольных к вменяемым и обосновать применение репрессивных мер в отношении лиц, в действиях которых не усматривалось вины. Эта концепция позволяла признать лиц. не совершивших правонарушение, социально опасными и на этом основании применить к ним репрессивные меры вплоть до длительной строгой изоляции от общества.

Теория "опасного ­состояния" была весьма популярна у представителей левого крыла социал-демократии, к которому ­относилась и партия большевиков. После революции 17-го года эта концепция на 20 лет прочно овладела умами советских юристов. Так, из уголовного ­права ­исчезло понятие "наказание" оно было заменено "мерами социальной защиты". При разработке и принятии УК всерьез обсуждались идеи об отказе от Особенной части УК и предоставлении ­ возможности судам самим определять преступность и наказуемость деяний­.

Менее радикальные "революционеры ­в уголовном праве" предлагали вывести ­за рамки Особенной части лишь санкции.

В связи с этим­­ можно ­сделать ­вывод о том, что концепция "опасного состояния" в первой половине XX века сослужила плохую службу обществу, поскольку она была чрезвычайно привлекательной для государств с тоталитарными режимами власти и обосновывала применение внесудебных репрессий в отношении инакомыслящих.

"Социологическая школа" в целом внесла значительную лепту в развитие уголовного права, расширив возможности этой отрасли, сделав ее более пластичной и гибкой. Так, например, выражением идей социологической школы уголовного права являются институты рецидива, судимости, условного осуждения, освобождения от ответственности и наказания и т.д.

Третья школа, развившаяся в лоне науки уголовного права, имеет больше криминологическое, чем уголовно­-правовое значение.

В основе появления "антропологической школы " лежат те же принципы, которые привели к кризису классическую школу уголовного права - рост преступности, уход представителей классической школы в теоретико-абстрактные рассуждения о преступлении и его составе.

Одним из виднейших представителей антропологической школы являлся врач-психиатр из Италии Чезаре Ломброзо (1835 - 1909). Подробное содержание этой школы изучается в курсе "Криминология", а мы отметим лишь следующее:

- как и некоторые концепции социологической школы, антропологическое направление в целом правильно поставило в науке уголовного права проблему личности преступника, которую до этой школы так глубоко не изучал никто;

- как и некоторые концепции социологической школы, выводы и положения антропологической привлекли радикалов ­другого крайне правого толка - фашистов в Италии, ­а затем­ ­нацистов в Германии (учение о преступниках как о низшей расе человечества).

- к чести и славе русской науки уголовного права, следует сказать, что идеи антропологической школы не нашли своих последователей в России.

Русские ученые-криминалисты отвергли псевдонаучный подход к изучению личности преступника, выразившийся в описании черепов, челюстей и ушей преступника.

Достаточно привести одну цитату из работы известного ученого и адвоката В.Д. Спас­овича: "если следовать указаниям г. Ламброзо, то преступника следует измерить, взвесить и ... повесить".

Подводя итог сказанному, следует отметить, что рассмотренные­ нами школы уголовного права по настоящий период уже на новом, качественном уровне продолжают развиваться. Опыт отдельных государств, отдельных правовых систем показывает, что следование только одной школе, не учитывая достижений и ошибочные выводов другой, приводит к серьезным перекосам в области уголовной политики, разработки и применения уголовных законов, а следовательно, ­и в борьбе с преступностью.

За последние 70 лет, т.е. период, который называют "советским", наука уголовного права достигла значительных успехов­.

Большой заслугой ученых и практиков явилось принятие в начале 60-х годов Основ уголовного законодательства и последующее­ принятие уголовных кодексов союзных республик. Эти нормативные акты были освобождены от некоторых застарелых догм, присущих сталинскому законодательству, например, ­исключен принцип аналогии.

Однако уголовное законодательство еще длительный период оставалось инструментом подчас одиозной уголовной политики, ­которая в свою очередь строилась ­на взглядах классиков марксизма-ленинизма на преступность, ее причины, ­перспективы развития в СССР.

От ученых требовалось подчас большое личное мужество, чтобы высказать и отстоять взгляды, ­не укладывающиеся в рамки официальной докт­рины.

Весьма значительным событием в конце 60-х начале 70-х годов стал выход в свет курсов уголовного права, подготовленных коллективом кафедры уголовного ­права ЛГУ (в пяти томах) и большим коллективом ученых ИГПАН и московских вузов (в шести томах). Два этих издания и по настоящее время остаются настольной книгой для ученых и практиков.

За это время и в системе вузов МВД сформировались мощные центры по изучению проблем уголовного права и криминологии.

С 1993 г. подготовку научных кадров по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право) начал осуществлять и Санкт-Петербургский юридический институт МВД России (сейчас – Санкт-Петербургский университет МВД России).

Наука уголовного права как отрасль знаний весьма тесно связана с целым рядом отраслей, которые также изучают преступность.

Такие науки как криминология, уголовно-исполнительное право, судебная статистика, криминалистика образуют в целом т.н. науки криминального цикла. Их объединяет общий предмет исследования -преступность как социальное явление.

Интеграция научных знаний об обществе находит свое выражение во взаимном обогащении отдельных отраслей науки казалось бы, сугубо специфическими методами. Так, например, в науке уголовного права весьма сложной и малоразработанной проблемой является установление и применение санкций. ­При изучении этого весьма важного вопроса в последнее время целым рядом ученых в области уголовного права была попытка предпринять ­­разработки ряда оригинальных методик с применением математических методов (С.В­. Бородин, А.П. Козлов и др.)

 

§ 3.Основные тенденции современной науки уголовного права.

 

В начале нашей лекции мы говорили о том, что наука должна выполнять роль своеобразного прожектора, освещающего дорогу идущим, т.е. исполнять обязанности по объяснению окружающих явлений и прогнозировать их развитие. Современная наука уголовного права как одна из форм правосознания проявляет себя в закономерностях, т.е. тенденциях. Одной из основных тенденций современной науки уголовного права является освобождение от идеологических догм, которые тяжкими оковами сковывали научную мысль. Эта тенденция находит свое проявление в постановке смелых гипотез, которые подтверждаются современной действительностью. Так, в конце 80-х годов рядом ученых­-криминологов на страницах научной и публицистической печати было заявлено ­о том, что в стране существует организованная преступность. Длительное изучение этой проблемы привело к тому, ­что государство практически решило эту проблему: созданы соответствующие структуры в системе правоохранительных органов, была принята ст. 17' УК России 1960 г., где давалось определение преступной организации и устанавливался объем ответственности каждого из участников этой организации. Данные положения получили свое развитие в УК РФ 1996 года.

Следующей тенденцией современной науки уголовного права является более реальное изучение и использование собственного отечественного опыта борьбы с преступностью и обращение к зарубежному опыту. Эта тенденция объясняется прежде всего интернационализацией преступности, включением преступных сообществ России и других стран Содружеств в международные преступные синдикаты.

Еще одна весьма важная тенденция, просматривающаяся в современных научных исследованиях, выражается в гуманизации науки уголовного права. На протяжении длительного времени учеными ставился под серьезное сомнение вопрос о возможностях уголовного права и о достижении компромисса между государством и лицом, совершившим преступление.

В настоящий период эта теория более активно применяется в процессе разработки и принятии уголовно-правовых норм. Это объясняется и тем, что наука уголовного права и практика борьбы с преступностью перестали ставить перед собой­ неосуществимые цели об "искоренении преступности".

Еще одной важной тенденцией в науке уголовного права является гибкое сочетание основных доктрин уголовного права, о которых мы говорили ранее. Так, например, учение о преступлении основывается в большей степени на классическом направлении, а в основе учения о наказании лежат идеи социологической школы о ресоциализации преступника - т.е. приспособление его к условиям жизни в обществе.

Кроме рассмотренных тенденций существуют еще и направления исследований в области уголовного права, которые опосредуются актуальностью и точностью тех или иных сторон явлений, входящих в предмет науки уголовного права.

Так, ­например, наука уголовного права, изучая присущими ей методами отдельные виды преступлений, ­дает рекомендации законодателю об их декриминализации, т.е. переводе из разряда преступлений в разряд других видов правонарушений (например, ­административных проступков). Одним из направлений в науке является вопрос об уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц.

Положительное решение этого вопроса в законодательстве повлечет за собой изменением принципа уголовной ответственности и корректировку санкций за отдельные виды преступлений.

Весьма важным направлением в науке уголовного права является дальнейшее­ изучение самой практики законодательной деятельности, ее приемов и методов. Законодательная техника в России имеет свои традиции в приемах и способах описания преступных деяний, от которых вряд ли стоит отказываться. Так, например, в российских законах чаще применялись описательные диспозиции. Однако при этом следует избегать излишней казуистики, которая отягощает норму права.

Направлением в науке уголовного права признается и дальнейшее изучение отдельных видов преступлений с применением комплексных методик, которы­е выявляли бы противоречия в конструкции отдельных составах и преступным деянием, ­между характером и тяжестью преступления и установленной санкцией за его совершение.

Наука уголовного права, анализируя нормы уголовного законодательства и обобщая практику следственных органов и судов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Развитие теории уголовного права, изучение зарубежного законодательного и практического опыта борьбы с преступностью способствуют совершенствованию уголовного законодательства России.

В период существования советского государства ученые в области уголовного права мало привлекались к разработке законодательных актов. Многие законы разрабатывались аппаратом министерств юстиции, внутренних дел и других ведомств. Определяющими характер этих законодательных актов были указания партийных органов (ЦК КПСС) и отдельных партийных руководителей, что приводило к нарушению системности в законодательстве, созданию конкурирующих норм и норм, не имеющих социальной обусловленности.

Превалирование идеологии над правовыми принципами приводило к неадекватной оценке отдельных видов преступлений. Так, за совершение хищения государственного или общественного имущества в особо крупных размерах (свыше 10 тыс. руб.) в ст. 931 УК РСФСР предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, со ссылкой или без таковой или смертная казнь с конфискацией имущества. В то же время, умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, каралось лишением свободы на срок от 3 до 10 лет (ст. 103 УК РСФСР). Жизнь человека ценилась гораздо меньше, чем государственная собственность.

Советское уголовное законодательство отличалось также репрессивным характером, что выражалось не только в санкциях, например, смертная казнь предусматривалась за 15 видов преступлений, не считая воинских, но и в усиленной криминализации, т. е. установлении уголовной ответственности за весьма широкий круг деяний, а это далеко не всегда было экономически обосновано.

Так, ст. 154' УК РСФСР 1960 г., принятая в период "правления" Н.С. Хрущева, предусматривала лишение свободы на срок до 2 лет за скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице. Этот закон не был экономически обусловлен, так как отсутствие кормов вынуждало крестьян кормить домашний скот хлебом, чтобы спасти его от гибели.

В настоящее время положение значительно изменилось, и ученые, как правило, стали привлекаться к разработке законопроектов. Так, созданию проекта Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. предшествовали серьезная подготовка, широкое обсуждение научной общественностью, как отдельных актуальных проблем, так и проектов Уголовного кодекса.

В итоге в Государственную Думу было внесено 2 проекта УК, подготовленных двумя разными рабочими группами, в которые вошли видные ученые в области уголовного права.

В дальнейшем, путем многократного обсуждения и работы в комитетах Государственной Думы, на основе двух проектов был создан объединенный проект, который дорабатывался и уточнялся с учетом замечаний при обсуждении проекта в Думе в первом и во втором чтениях.

Опираясь на современные теории познания в сфере обществоведения, наука уголовного права использует ряд конкретных методов: обобщение и анализ следственной практики, исторический, систематический, сравнительный анализ законодательства, анализ уголовной статистики, конкретно-социологические методы (опросы, анкетирование, экспертные оценки); системный метод; метод сравнительного правоведения при изучении зарубежного уголовного законодательства. Применение всех этих методов должно основываться на положениях логики. Наука уголовного права использует также последние достижения социологии, криминологии, психологии, психиатрии. Многие современные проблемы борьбы с преступностью могут быть решены только на основе комплексного изучения вопросов с использованием научных разработок различных отраслей знания.

Задачами науки уголовного права являются: разработка фундаментальных проблем уголовно-правовой теории, предложений по совершенствованию и развитию уголовного законодательства, обобщение и анализ судебной практики и формулирование рекомендаций по повышению ее эффективности, изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью, правовая пропаганда в целях повышения правосознания населения, разработка учебной и методической литературы для обеспечения юридического образования в стране.

Уголовно-правовая наука должна быть свободна от идеологических штампов, руководствоваться прогрессивными правовыми идеями, в первую очередь о защите прав человека и интересов личности.

В недалеком прошлом ученые в области уголовного права вынуждены были руководствоваться положениями марксизма, выступлениями руководителей КПСС и советского государства, решениями высших партийных органов. Это приводило к ограничению высказываний своих мыслей, к обеднению теоретического содержания научных разработок, а также к ошибочным выводам и рекомендациям.

Тем не менее, и в советский период существования нашего государства наука уголовного права добилась ряда существенных успехов в разработке доктрины борьбы с преступностью и ряда важных уголовно-правовых институтов.

Значительный вклад в развитие уголовно-правовой теории внесли такие ученые, как А.Н. Трайнин, А.А. Пионтковский, Н.Д. Дурманов, И.И. Карпец, М.Д. Шаргородский, Н.И. Загородников, а также вице-президент Российской академии наук В.Н. Кудрявцев и ряд более молодых ученых, успешно работающих в настоящее время.

Уголовно-правовая наука должна критически воспринимать законодательство и выступать против принятия законов, не имеющих социального обоснования или ограничивающих общепризнанные в цивилизованном мире права человека.

Уголовно-правовая наука должна также вскрывать ошибки судебной практики и обеспечивать правильное применение уголовного законодательства.

Также значительна роль науки уголовного права состоит в обеспечении юридического образования в стране и в подготовке высококвалифицированных юристов.

Конечно, перечисленные тенденции и направления далеко не исчерпывают весь спектр науки уголовного права, ­они дают возможность оценить важность и значимость решаемых этой отраслью социальных задач.