ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ

Будучи содержательным параметром предложения, модальность может быть представлена в его структуре системой разноуровневых средств. Такие средства иногда называются модусами. К их числу относятся формы наклонения глагола, модальные и модализо-ванные глаголы, модальные слова, а также - интонации.

Модусы можно разделить на две группы - модусы de re (лат. «о вещи») и модусы de dicto (лат. «о сказанном»). С помощью первых реализуется объективная модальность, с помощью последних-субъективная эпистемическая. Грамматические структуры с модусами de re проще, так как они не предполагают реализации модусов de dicto. Структуры с модусами de dicto сложнее, так как они в обязательном порядке предполагают реализацию модусов de re, что вполне логично: эпистемическая модальность, как было уже указано, предполагает наличие не только вещи и ее признака и отношений между ними (объективная модальность), но и познающего субъекта — человека, дающего оценку степени познанности объективно-модальных отношений. Как же практически разграничить модусы de dicto и модусы de re?

Наиболее наглядно рассматриваемые модусы разграничиваются в сложноподчиненных предложениях, представляющих собой выражение суждений мнения типа I think that John is ill. Главная часть этого предложения I think является модусом de dicto, представляя собой модализованное выражение, имеющее значение полагания/мнения автора речи относительно содержания придаточной части, выражаемой модусом de re: John is ill. Такое очевидное разграничение модусов, однако, имеет место далеко не всегда — в целом ряде случаев приходится прибегать к тесту на возможность/невозможность трансформации синтаксической структуры таким образом, чтобы модус de dicto мог быть вычленен из ее состава в виде модализованного высказывания типа I think. Сравним следующие синтаксически тождественные случаи: You must be careless и You must be careful. В первом предложении модальный глагол must имеет интерпретацию de dicto, так как диктальная часть свободно выносится в позицию главной части сложноподчиненного предложения: I think {believe, guess, presume, suppose) that you are careless. Co вторым предложением такая трансформация невозможна, из чего мы заключаем, что имеем дело с модусом de re, то есть, иными словами, модальный глагол must имеет в этом случае de re-интерпретацию, и с его помощью выражается деонтическая модальность.

Из уже сказанного становится ясно, что одни и те же языковые формы могут быть как модусами de dicto, так и модусами de re Так, уже упоминавшийся модальный глагол must обычно функционирует в качестве модуса аподиктического подтипа алетическои модальности (Man must die), модуса деонтической модальности (People must abide by the law), оба из которых являются модусами de re, а также модуса эпистемической модальности (John must have failed his exam), то есть модуса de dicto, причем в последнем случае возможна синонимическая перифраза: John must have failed his exam = I believe that John has failed his exam. Модальный глагол can в типичном случае является модусом ассерторического подтипа алетической модальности (John can read), деонтической модальности {Pedestrians can walk on this side of the street only), обе из которых являются объективными модальностями, — иными словами, модусом de re, а также модусом эпистемической модальности (John can be reading now) — иными словами, модусом de dicto. Рассмотрим менее очевидные случаи: John looks tired; Jack seems to be ill; Mary appears unhappy. Представляется, что все они могут быть истолкованы как модусы de dicto; это становится особенно заметно на фоне сопоставления их с предложениями John is tired; Jack is ill; Mary is unhappy. Предложения с модальными связками скорее передают мнение, чем знание, а потому возможность выведения во внешний план модуса de dicto вполне оправданна: John looks tired = I think that John is tired; Jack seems to be ill = I believe that Jack is ill; Mary appears unhappy = / suppose that Mary is unhappy.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Сформулируйте разницу между широким и узким подходами к категории модальности.

2.Почему важен учет характеристик категории модальности в логике для объяснения свойств одноименной языковой категории?

3.Как трактуются основные характеристики категории модальности в логике?

4.Какие типы объективной модальности вам известны?

5.Какие типы субъективной модальности вам известны?

6.Каково соотношение между категорией модальности и категорией предикативности?

7.В чем разница между атрибуцией и предикацией как двумя способами приписывания признака предмету?

8.Что имеется в виду под термином «модус»?

9.Определите разницу между модусами de re и модусами de dicto,

10.Как в конкретном лингвистическом анализе можно выявить принадлежность модуса к тому или иному подтипу?