Авиационная травма.

Травма гусеничным транспортом

Повреждения, причиняемые гусеничным трактором, танками, бронетранспортерами, вездеходами и другим специальным транспортом на гусеничном ходу, характеризуются рядом морфологических особенностей, дающих основание изучать их отдельно.

Механизм появления большинства повреждений в основном повторяет некоторые виды уже рассмотренных транспортных травм. При перечисленных видах травм могут возникать повреждения от действия прицепных, навесных, специальных и буксируемых конструкций. Встречаются комбинированные и атипичные виды травмы гусеничными машинами.

Специфичными для травмы гусеничным транспортом являются повреждения, образующиеся при переезде тела гусеницами, представляющими собой замкнутую лету из последовательно шарнирно соединенных звеньев - траков. Трак - это фигурная стальная пластина с выступающими для сцепления с грунтом гребнями (грунтозацепами). При переезде через тело удельное давление грунтозацепа в десятки раз превышает давление плоскости отдельного трака. В момент наезда грунтозацепы захватывают мягкие ткани, одежду и атягивают тело под гусеницу. При перекатывании транспорта отдельные траки фиксируются на теле, а над ними перекатываются ролики. Каждый раз при перекатывании очередного ролика тело подвергается дополнительному сдавлению. Таким образом, переезд гусеницей приводит к длительному и прерывистому сдавлению.

В полосе сдавления возникают грубые разрушения костей и внутренних органов. На коже образуются ссадины, внутрикожные кровоизлияния и кровоподтеки, отражающие форму поверхности траков, а также полосовидные ссадины или рвано-размозженные раны, расположенные поперечно к линнику полосы сдавления и отражающие форму грунтозацепов. Иногда форма и размеры повреждений отражают индивидуальные особенности грунтозацепов (зазубрины, отколы и пр.), появившиеся в процессе эксплуатации транспортного средства. Передний край полосовидных повреждений обычно осаднен, что позволяет судить о направлении движения транспорта. Форма и размеры полосовидных повреждений, расстояние между ними, форма повреждений, образовавшихся от действия траков, и ширина полосы сдавления помогают становить типовой конструктивный вариант гусеницы.

 

Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, возникающих в результате летного происшествия у членов экипажа и пассажиров летательных аппаратов, а также лиц, находящихся вне его.

К летательным аппаратам относятся винтомоторные и реактивные самолеты, вертолеты, дирижабли, аэростаты, планеры, пилотируемые воздушные шары и др. Наиболее изучены повреждения при летных происшествиях с самолетами.

Повреждающие факторы весьма разнообразны: ударные инерционные нагрузки; волна взрывных газов; термические, химические и барометрические воздействия; встречный поток воздуха; предметы в кабине самолета; подвижные и неподвижные наружные части самолета; твердый грунт, аэродромное покрытие. При классификации авиационной травмы учитывают обстоятельства ее возникновения и действующие при этом повреждающие факторы.

Травма в воздушном полете. Может возникнуть в результате ряда причин.

При столкновении самолета с летящим или неподвижным объектом на находящихся в кабине самолета людей действуют только механические факторы. Повреждения возникают от ударного инерционного воздействия (отрывы внутренних органов от мест их прикрепления, разрывы кожи у основания пальцев стопы, отрывы мышц от мест их крепления к костям конечностей и т.д.) и от ударов о различные предметы внутреннего устройства кабины: приборную доску, штурвал, ручки, педали управления и пр.

При взрыве самолета повреждения обусловлены тремя основными факторами: взрывной волной, термическим и химическим воздействием. В зависимости от того, на каком расстоянии от центра взрыва находится человек, травмирующее действие будет различным. Это определяет значительную вариабельность возникающих повреждений: от почти полного разрушения тела при непосредственной близости к центру взрыва до незначительных повреждений в виде поверхностных ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран и изолированных закрытых переломов, образующихся от ударов об окружающие предметы при отбрасывании взрывной волной тела, находящегося зоне разрушающего и разрывного действия волны, от влияния различных вторичных снарядов. Термическое и химическое действие может наблюдаться при пребывании пострадавшего в зоне, ближайшей к центру взрыва, и проявляться соответственно ожогами и образованием карбоксигемоглобина.

При пожаре, помимо очевидного термического воздействия, на организм могут оказать влияние и химические повреждающие факторы. Они особенно опасны в тех случаях, когда происходит возгорание синтетических материалов и красок, покрывающих внутренние поверхности кабины, различные приборы и конструкции. Так, химически инертные и безвредные при обычных условиях синтетические полимеры при температуре пожара разлагаются на высокотоксичные вещества: формальдегид, винилхлорид, метилхлорид, четырехфтористый этилен и др.

Кроме того, на лиц, находящихся в кабине самолета, действуют различные химические повреждающие факторы, которые возникают обычно в результате

нарушения целости масло-, бензо- и керосинопроводов, неисправности кислородной системы и пр. Причина отравлений - ядовитые газы или насыщающие воздух кабины мелкодисперсные взвеси. Так, отравления могут быть вызваны загрязнением воздуха выхлопными газами поршневых двигателей, содержащимся в выхлопных газах конденсатом, распыленной гидравлической смесью, парами авиационного топлива и охлаждающих жидкостей, взвесью авиационных масел и антифриза, испарениями, исходящими от различных грузов, продуктами распада изоляции нагретой током электропроводкии т.д.

Разгерметизация кабины на большой высоте приводит к возникновению повреждений не только вследствие барометрического воздействия. При срывах колпака кабины одноместных скоростных самолетов могут образовываться повреждения и от ударного воздействия встречного потока воздуха. Разгерметизация кабины на больших высотах вызывает повреждения от действия низкой температуры.

При катапультировании, как правило, возникают травмы от умеренного ударного инерционного воздействия. Однако при нарушениях режима катапультирования повреждения могут быть вызваны встречным воздушным потоком, барометрическими факторами и ударами о наружные элементы конструкции самолета.

Травма при падении летательного аппарата на землю. Она всегда связана с мощным первичным механическим воздействием - ударом о землю. В тех случаях, когда авиационная катастрофа ограничивается первичным ударом о землю, на теле пострадавшего будут повреждения от ударного инерционного воздействия и от ударов о различные предметы, находящиеся в кабине самолета. Если же удар о землю сопровождался взрывом или пожаром, либо одновременно взрывом и пожаром, травмы будут возникать и от действия других повреждающих факторов: взрывной волны, термического и химического воздействий.

Травма при статическом или динамическом положении самолета на земле. Повреждения образуются у лиц, находящихся как в самолете, так и вне его. Следует обратить внимание на то, что при всех частных вариантах этих авиационных катастроф будут отсутствовать травмы, обусловленные сильным ударным инерционным воздействием.

Внутри самолета повреждения могут возникать при пожаре, взрыве и в результате отравления. Перечень повреждающих факторов при каждом из этих видов авиационной травмы будет таким же, как и в полете, а характер и выраженность образующихся повреждений определяются конкретными обстоятельствами: мощностью взрыва, удаленностью погибшего от центра взрыва, интенсивностью пожара, локализацией и степенью неисправности в системе подачи авиационного топлива и др.

Повреждения на земле вне самолета появляются:

1) от действия выступающих частей движущегося самолета и сводятся к травмам от ударов крылом самолета и от переезда колесами. В последнем случае переезду может предшествовать удар колесами с последующим падением на твердое аэродромное покрытие. Все эти повреждения, так же как и травмы от ударов лопастями вращающегося винта, вызываются исключительно механическими факторами;

2) от действия реактивного двигателя. Имеют, как правило, две основные формы: от воздействия на человека струи реактивного двигателя и от засасывания его в воздухозаборник двигателя. Если в первом варианте повреждения будут возникать от термического и механического воздействий (ударов струей и при падении на грунт или на твердое аэродромное покрытие), то во втором - в основном от механического воздействия.

При сочетании нескольких видов следует говорить о комбинированной авиационной травме: пожар в полете с последующим падением самолета на землю, столкновение в воздухе с летящим или неподвижным объектом с последующим взрывом и пр. В таких случаях перечень повреждающих факторов будет определяться теми обстоятельствами, которые составят конкретный комбинированный вариант, а характер возникающих при этом повреждений - разновидностями действующих факторов и последовательностью их действия.

К числу важных задач, подлежащих решению в ходе судебно-медицинской экспертизы авиационной травмы, относится установление позы пилота в момент летной катастрофы. В настоящее время выявлены объективные признаки, позволяющие судить об активной рабочей позе пилота (его кисти и стопы находятся в плотном контакте с рычагами управления) и об изготовочной позе для катапультирования (кисти оказываются на ручках или поручнях, а стопы - на подножках катапультного устройства).

Существуют объективные критерии, по которым можно судить об относительной силе и направлении ударного действия, степени фиксации пилота привязными ремнями, уровне его работоспособности к моменту катастрофы, принадлежности останков конкретным членам экипажа и пр. К решению этих задач, кроме судебных медиков, привлекают авиационных врачей, клиницистов, инженеров и др.

Судебно-медицинская оценка авиационных травм. Обязательными исходными данными, обеспечивающими всестороннюю, полную и объективную судебно-медицинскую оценку повреждений при авиационной травме, являются: предварительные сведения об обстоятельствах летного происшествия; данные осмотра места происшествия (расположение биологических и небиологических останков относительно места падения самолета, если представилось возможным его определить); сведения о состоянии здоровья летчика, в особенности непосредственно перед полетом и в процессе его; данные об устройстве кабины однотипного самолета; о полетном задании и обычной рабочей позе летчика в кабине; результаты судебно-медицинского исследования трупа или остатков снаряжения, перчаток и обуви, дополнительных лабораторных, инструментальных и специальных анализов.

Сама методика судебно-медицинской оценки повреждений аналогична таковой при других видах транспортных травм.

Вопрос о возможности образования всех обнаруженных повреждений в условиях конкретной катастрофы нередко решается комиссией, расследующей летное происшествие. При этом комиссия использует материалы всех проводившихся экспертиз и заключения специалистов - представителей производственного предприятия, а также служб, обеспечивающих подготовку техники, организацию и проведение полета.