ТРАВМАТИЗМ и его виды.

 

ТРАВМАТИЗМ - это совокупность повреждений, возникающих у определенных групп населения при сходных обстоятельствах трудовой и непроизводительной деятельности.

 

К л а с с и ф и к а ц и я т р а в м а т и з м а:

 

* П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й:

- п р о м ы ш л е н н ы й;

- с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы й.

* Н Е П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й:

- с п о р т и в н ы й;

- б ы т о в о й.

 

* Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Й:

- н а з е м н ы й:

= колесный:

* рельсовый: железнодорожный, трамваи и пр.;

* нерельсовый: автомобили, мотоциклы, тракторы на колесном ходу.

* неколесный: - гусеничный: танки, трактора на гусеничном ходу.

* негусеничный: лифты, эскалаторы и др.

- п о д з е м н ы й (в шахтах, тоннелях, метро):

Повреждения в подземных условиях возникают такие же, как и у наземного транспорта, однако ОГРАНИЧЕННЫЙ ОБЪЕМ, в которых эксплуатируются транспортные средства, и отличающиеся производственные режимы их использования обуславливают специфику повреждений и определяют особенности методики судебно-медицинской экспертизы.

- а в и а ц и о н н ы й - травматизм на воздушном транспорте.

- в о д н ы й - водно-транспортный травматизм.

 

* В О Е Н Н Ы Й:

- в м и р н о е время;

- в в о е н н о е время:

- б о е в о й;

- н е б о е в о й.

Судебным медикам приходится иметь дело с такими видами травм, по поводу которых возбуждаются уголовные дела и назначаются судебно-медицинския экспертизы. В последнее время отмечается тенденция к значительному росту производственного травматизма, в основном механических повреждений. Увеличилось число техногенных аварий и катастроф (к примеру, Чернобыль (26.04.86г.), многочисленные авиационные и железнодорожные катастрофы, взрывы метана и угольной пыли на шахтах) с гибелью большого количества людей. Чернобыль на сегодняшний день - это 10 млн. людей, пострадавших от катастрофы, около 130 тыс. человек, погибших от радиации, 80 тыс. кв. км плодородной земли заражено продуктами полураспада.

Современный травматизм характеризуется комбинированностью повреждающих факторов (например, повреждения тупыми предметами в комбинации с действием высокой температуры, отравляющим действием окиси углерода и токсических продуктов горения).

Повреждения, полученные во время работы НА ТЕРРИТОРИИ промышленных или сельскохозяйственных организаций (предприятий), а также при выполнении трудовых обязанностей ВНЕ ТЕРРИТОРИИ своих организаций (предприятий), либо полученные ПО ПУТИ следования с работы или на работу транспортом предприятия (организации), относятся к ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ травматизму. Основная цель судебно-медицинских исследований при этом виде травматизма состоит в объективном экспертном определении (т.е. независимо от известных обстоятельств) свойств повреждающего фактора и механизма его травматического воздействия. Эксперт в подобных случаях должен изучить условия производства, чтобы сформулировать суждение о возможности

возникновения всех обнаруженных при экспертизе повреждений при обстоятельствах, установленных в ходе расследования. Спектр повреждений в условиях промышленных предприятий (особенно при нарушении правил техники безопасности и технологической дисциплины) многообразен: механические повреждения, электротравма, отравления, баротравма, действие лучистой энергии и биологических факторов, ожоговая травма, отморожение и общее переохлаждение организма и т.д.

В условиях сельскохозяйственного производства также наиболее часто встречаются механические повреждения, которые являются результатом транспортных происшествий и контакта с движущимися частями работающих с/хозяйственных агрегатов и машин. При этом в повреждениях находят отображения части и детали их механизмов (гусеничных траков, лемехов, зубьев бороны, деталей трансмиссий, вальцов и ножей кормоприготовительных машин и др.).

Повреждения, возникшие в бытовых условиях, при занятии спортом, при эксплуатации личного автотранспорта, относят к НЕПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ТРАВМАТИЗМУ.

БЫТОВОЙ травматизм всегда представлен многообразием повреждений, возникающих в процессе домашних работ (приготовление пищи на кухне, при ремонте квартир, электрооборудования, домашней бытовой техники), а также в ходе семейных и иных бытовых конфликтов. При этом наносятся механические повреждения, термическая травма, электротравма и др. Сюда отнесена и автотравма.

СПОРТИВНЫЙ травматизм классифицируют по видам спорта. Смертельные случаи при спортивном травматизме редки, однако последствия

некоторых травм (при занятии спортивной гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой, конным спортом, фехтованием, прыжками в воду, некоторыми видами единоборств /боксом, самбо, борьбой типа кикусинкай и др./, техническими видами спорта - авто, мото, авиационным, водно-моторным, парашютным, зимними видами спорта - хоккеем, горнолыжным и конькобежным спортом), бывают очень тяжелые и приводят к глубокой инвалидности. При занятии спортом у ослабленных или нетренированных людей при неадекватных высоких физических нагрузках может возникнуть острая сердечно-сосудистая недостаточность и наступить смерть. Отдельно следует упомянуть случаи употребления спортсменами стимулирующих фармакологических препаратов. Последствиями этого могут быть резкое падение артериального давления и смертельный исход. Судебно-медицинский эксперт должен быть ознакомлен с основными правилами и приемами конкретного вида спорта, выяснить, выполнял ли погибший спортсмен или его соперник эти правила, каковы были их реальные действия в момент травмы, были ли обеспечены правила спортивной безопасности, соблюдались ли правила медицинского контроля за здоровьем спортсменов при подготовки и проведении соревнований. Кроме тщательного судебно-медицинского исследования трупа и гистологического исследования внутренних органов (сердца, головного мозга, надпочечников, вилочковой железы), обязательным является и судебно-химическое исследование крови, мочи и внутренних органов на алкоголь, наличие фармакологических средств стимулирования.

ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМА (травматизм на транспорте) возникает в связи с эксплуатацией транспортной техники у водителей, пассажиров и пешеходов. Этот вид травматизма считается наиболее изученным в судебно-медицинской экспертной практике, особенно автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная и авиационная травмы.

Совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время - ВОЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ. Это травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, бытовых ситуациях. Основными причинами военного травматизма являются: нарушения правил техники безопасности и технологической дисциплины, личная небрежность, самонадеянность или недисциплинированность пострадавшего. В военное время различают боевой и не боевой травматизм. Боевой - повреждения, возникающие в ходе боевых действий от повреждающих факторов боевого оружия (орудия). Это и огнестрельная травма, взрывная травма, термические поражения и др. Боевая травма в военное время - предмет изучения патологической анатомии. Не боевой травматизм - повреждения, возникающие в период между военными действиями (на тактических учениях, при обслуживании боевой техники и оружия, выполнении инженерных и саперных работ. Эти повреждения изучают и оценивают судебно-медицинские эксперты при проведении экспертизы. К не боевым повреждениям относят различные виды самоповреждения.