Внешнеэкономический потенциал Беларуси.
Инвестиционный потенциал.
Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
Основные характеристики развития инвестиционной деятельности страны за 2009 год:
1. Общий объем освоенных капиталовложений превысил 43 трлн. рублей и составил 108,6% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (при прогнозном параметре 123-125%).
2. Объем выполненных строительно-монтажных работ по сравнению с 2008 годом увеличился на 19,4%. Капиталовложения в машины, оборудование, транспортные средства сократились на 1,5%.
3. Структура инвестиций в основной капитал изменилась в сторону увеличения доли строительно-монтажных работ до 48,6% (41,6% в 2008 году) при снижении доли затрат в активную часть основных средств до 39,1% (43% в 2008 году).
4. В общем объеме инвестиций:
- доля промышленности уменьшилась до 25,9% (в 2008 году 27,7%);
- доля сельского хозяйства возросла до 17,6%.
- доля жилищного строительства возросла до 20,6%;
- доля транспорта, торговли и общественного питания сократилась.
Источники инвестиций в 2009 году:
1) Собственные средства организаций – 38,1%, что на 0,4% меньше по сравнению с 2008 годом.
2) Кредиты банков – 26,3%, что на 5% больше чем в 2008 году. Из них кредиты отечественных банков – 25,1% (больше на 4,6%, чем в 2008 году), иностранные инвесторы – 1,4% (меньше на 0,3%, чем в 2008 году).
3) Средства республиканского и местных бюджетов – 21,8%, что на 4,3% меньше по отношению к 2008 году.
4) Собственные средства физических лиц – 8,0%, что больше на 1,1% по сравнению с 2008 годом.
Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны необходимо:
1. Направлять инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию ОПФ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
2. Расширение международного сотрудничества.
3. Активизация работ по организации совместных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп.
4. Укреплять авторитет страны на мировом рынке путем поставок конкурентоспособной продукции.
Внешнеэкономический потенциал страны – комплексная характеристика, котроая отражает материальные и интеллектуальные возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:
• выгодное экономико-географическое положение
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• созданный научный и инновационный потенциал - ускоренными темпами растет также экспорт компьютерных и информационных услуг,;
• достаточно мощная строительная база;
• значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
• высокий общеобразовательный уровень населения и сло жившаяся система подготовки специалистов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Объем внешней торговли РБ в 2009 году составил 49846 млн. дол. США, что на 30% меньше. Снижение динамики экспорно-импортных операций в 2009 году связано как суменьшением долларовых цен на сырье и материалы (прежде всего на энергоносители, удобрения), так и сокращением физических объемов поставок, обусловленным негативным влиянием мирового экономического кризиса.
Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются:
1) Объем производства ВВП, в том числе на душу населения – РБ один из лидеров стран СНТ, уступает только Российской Федерации и в 2009 году составил 14153 тыс. руб/чел, что на 0,2% больше, чем в 2008 году.
2) Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП - Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ.
3) Доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров – в 2009 году она составила 79%.
4) Показатели, характеризующие состояние платежного баланса страны – в январе-ноябре 2009 года экспорт товаров и услуг составил 22 220 млн. дол. США, импорт товаров и услуг – 27034,4 млн. дол. США, снизившись по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 36,5% и 30% соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 4 814,4 млн. дол. США против 3659,3 млн. дол. США в январе-ноябре 2008 года. При этом дефицит торгового баланса составил 6099,1 млн. дол. США, а активное сальдо операций с услугами – 1284,7 млн. дол. США.
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.
Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма.
Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;
2) создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;
3) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);
4) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.