Вопрос 1. Признаки монополистической конкуренции
План
Тема 5. Монополистическая конкуренция
Вопрос 6. Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – это установление разных цен на благо для разных групп покупателей. ЦД возможна в условиях, когда:
а) покупатели не могут перепродавать купленные блага.
б) продавец может разделить покупателей на группы.
Различают три степени ценовой дискриминации.
ЦД первой степени: каждая единица блага продается каждому покупателю по той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить; встречается весьма редко, т.к. для ее осуществления монополист должен четко представлять, какой должна быть максимальная цена.
ЦД второй степени: установление различных цен в зависимости от объема продаж. Для большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену: ценовые скидки, дисконтные карты.
ЦД третьей степени – это продажа товаров по разным ценам разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.
На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, поэтому монополист может увеличивать цены, на «дешевом» - высокоэластичен, поэтому увеличить выручку можно за счет продажи по низким ценам.
Разная плата за гостиничные услуги иностранцев и отечественных посетителей, различные цены в ресторанах в дневное и вечернее время, льготные билеты студентам, повышенная стипендия, скидки в оплате за обучение.
Задача монополиста – исключить возможность перепродажи дешевых благ на «дорогом» рынке.
Цели изучения темы:
- узнать условия возникновения и особенности функционирования рынков монополистической конкуренции;
- исследовать процесс принятия решений отдельной фирмой в области цен и объема выпуска;
- сравнить равновесие при монополистической и совершенной конкуренции;
- выяснить значение и факторы неценовой конкуренции, оценить роль рекламы.
1. Признаки монополистической конкуренции
2. Характеристика рынка монополистической конкуренции
3. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
Рекомендуемая литература
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.
2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.
3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.
4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.
5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.
Признаками монополистической конкуренции являются:
- большое число фирм;
- каждая фирма обладает небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой;
- производимый продукт отличается по качеству, условиям до и послепродажного обслуживания
- фирма самостоятельно определяет цены политику, не учитывая реакцию конкурентов.
- отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Однако из-за дифференциации продукта и привычкам покупателей к определенной фирменной марке, новая фирма должна как-то привлечь к себе покупателей продукции уже действующих на рынке фирм.
- неценовая конкуренция ведется по техническим характеристикам товара, его качеству, услугам и условиям продажи.
- каждая фирма может испытать снижение спроса на свою продукцию.