Вопрос 3. Фирма в условиях (совершенной) чистой конкуренции

Вопрос 2. Понятие рыночной структуры

Структура рынка - это совокупность качественных характеристик, определяющих поведение фирмы на рынке. Отражает внутренние взаимосвязи между элементами рынка, важнейшими среди которых являются: 1) количество фирм в отрасли; 2) уникальность продукта; 3) возможность замены продукта; 4) возможность появления конкурентов; 5) легкость входа на рынок данного продукта и выхода фирмы из него; 6) доступность информации о рынке данного продукта; наличие рыночной власти.

Легкость входа на рынок означает, что фирмы, приступающие к производству товара, могут делать в тех же условиях, что и существующие: платить те же цены за ресурсы, иметь тот же доступ к лицензиям и др. Считается, что в таких условиях отсутствуют барьеры для входа в отрасль. Барьеры – это легальные препятствия: патенты, лицензии, большой размер стартового капитала, неодинаковая доступность ресурсов.

Доступность информации означает, что все производители в равной степени могут знать все о технологии производства, о ценах на ресурсы, рыночных ценах на производимые продукты.

Рыночная власть означает способность влиять на, цену товара, размер рыночного спроса и предложения.

Результаты деятельности фирмы связаны с ценообразованием, а оно неодинаково для разных типов рынка. Различают следующие рыночные структуры (типы рынков):

1) совершенная (чистая) конкуренция; 2) несовершенная конкуренция: а) монополистическая конкуренция; б) олигополия; в) чистая монополия;

Все рыночные структуры можно разделить на реальные и идеальные. Реальные описывают множество существующих рынков (монополистическая конкуренция и олигополия). Идеальные встречаются весьма редко, хотя реально существуют (совершенная конкуренция и чистая монополия).

 

Совершенная конкуренция - это такая рыночная структура, при которой фирмы полностью свободны в своих действиях. Рынок чистой конкуренции наиболее упрощенный для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноименного товара. Ценообразование производится продавцом на основе стихийного взаимодействия спроса и предложения. В современной экономике не только отдельные фирмы, но целые отрасли действуют по принципу чистой конкуренции. Н-р, в сельскохозяйственном производстве реализация осуществляется на основе свободного соотношения спроса и предложения.

Отличительные признаки рынка ЧК.:

1) продукция взаимозаменяема, однородна и стандартизирована (зерно, фрукты, овощи, скот, яйцо, табак, железо, сталь, ценные бумаги);

2) множество мелких фирм, каждая из которых занимает не более 1 % объема продаж, поэтому сокращение или увеличение производства одним из них не повлияет на состояние рынка;

3) фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, т.к. деятельность конкурентов не представляет опасность для собственной деятельности;

4) все продавцы и покупатели в равной степени владеют информацией о состоянии рынка (спросе, предложении, цене);

5) конкуренция ведется ценовым методом;

6) все продавцы принимают цену извне, как заданную величину. Равновесная цена выступает ориентиром в деятельности каждой отдельно взятой фирмы, позволяет определить место данной фирмы на рынке;

7) каждый желающий открыть (закрыть) свое дело может это сделать без учета желания других участников рынка.

8) покупателям безразлично, товар какой фирмы выбрать.

Валовой доход фирмы определяется путем умножения цены (среднего дохода) на количество произведенной продукции:

Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянен, ибо каждая дополнительная единица продается по постоянной цене:

Экономика в условиях ЧК сопровождается наиболее эффективным использованием ресурсов, т.к. каждый производитель стремится на единицу продукции потратить минимум ресурсов.