Вопрос 2. Аксиомы потребительского поведения

Вопрос 1. Основные категории теории потребительского поведения

ТПП объясняет приемы и способы выбора потребителем благ для удовлетворения потребностей.

ТПП рассматривает действия домашних хозяйств, а экономические явления - как результат множества этих действий. В основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека.

ТПП основана на трех основных категориях: полезность, цена и доход, т.к. перед каждым из потребителей стоят вопросы: что купить? сколько стоит? хватит ли денег?

Теория позволяет понять

1) как изменения доходов и цен влияют на спрос;

2) почему спрос на одни товары более чувствителен к изменению цен и доходов, чем на другие.

Стоимость блага нельзя измерить лишь затратами израсходованных факторов производства. Она должна определяться полезным эффектом, который оценивает потребитель на основе своих личных предпочтений и полезности для него конкретного блага.

Предпочтение - это фактор, воздействующий на выбор конкретного блага конкретным потребителем.

Благо – это любой объект потребления (предметы потребления, ценные бумаги, инвестиционные проекты).

Набор благ – это их совокупность в определенных объемах, потребляемых в данный период. При выборе благ потребитель исходит из соображений максимальной выгоды, т.е. извлечения наибольшей полезности от потребления блага.

Полезность – это совокупность характеристик оцениваемого блага.

 

В основе ТПП лежат следующие аксиомы:

1. Свобода выбора и суверенитет потребителя. Потребитель определяет объем и структуру производства через спрос на конкретные товары и услуги. Если потребитель купил товар за цену, превышающую издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. Следовательно, потребители определяют объем и структуру производства не только конкретного производителя, но и национальной экономики в целом.

2. Принцип рационального поведения: при заданных ценах потребитель стремится так распределить свои доход, чтобы получить максимум полезности. Каждый потребитель знает, что ему нравится больше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наилучший товар в соответствии со своим доходом и предпочтениями. Экономисты не создают и не оценивают предпочтения потребителя, а лишь учитывают сам факт их существования.

3. Принцип редкости, т.е. предположение об ограниченной величине производства любого товара.

4. Упорядоченность предпочтений. Потребитель принимает решение, признавая наборы лучшими, худшими либо равнозначными.

5. Ограниченность доходом. Доход позволяет трансформировать потребности в спрос, то есть придать им денежную форму.

6. Ненасыщаемость потребности. Потребитель всегда предпочтет большее количество благ меньшему.