Государственный бюджет

Бюджет во Франции – важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через бюджетную систему формирует и распределяет более 20 % ВВП и 50 % национального дохода. На долю государственного бюджета приходится приблизительно 80 % всех доходов и расходов французской финансовой системы.

Центральный бюджет делится на два раздела:

I. 90 % – операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы;

II. 10 % – операции временного характера (кредиты). Расходы центрального бюджета также делятся на две части:

текущие, которые в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально-техническое обеспечение), социальные и др.;

капитальные, включающие в себя военные (строительство военных объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а также взносы в международные кредитно-финансовые учреждения) и др.

В 1998 г. основные статьи расходов государственного бюджета Франции находились в следующих пропорциях (%):

♦ среднее и высшее образование – 27,8;

♦ оборона – 19,8;

♦ социальные министерства (занятости и солидарности; ветеранов войны) – 17,6;

♦ оборудование, транспорт, жилье – 10,4;

♦ финансовые службы – 3,9;

♦ научные исследования и технологии – 3,3;

♦ сельское хозяйство и рыболовство – 3;

♦ правосудие – 2,1;

♦ иностранные дела и сотрудничество – 1,7;

♦ промышленность – 1,4;

♦ культура и связь – 1,3;

♦ прочие министерства – 1,4.

Особое место в государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских и экономических программ, основное внимание уделяется развитию передовой и перспективной техники и технологий. Главными такими программами являются «ЭСПРИТ» (ESPRIT), «PACE» (RASE), «БРИТЕ» (BRITE), «EBPOMAT» (EVROMAT), «ЭВРИКА» (EVRIKA).

В последние десятилетия вмешательство государства в экономическую жизнь постоянно усиливалось. Если в конце XIX – начале XX в. доля государственных расходов в ВВП составляла 10-15 % (в 1870 г. – 12,6 %, в 1913 г. – 17 %), то к 1960 г. она выросла до 34,6 %, а в 1998 г. составила 54,3 %.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно за счет налогов (90 %), выручки от продажи оружия, средств государственных предприятий, займов и других источников.

В настоящее время Франция вступает в период тотальной приватизации, что не может не сказаться на размере доходной части государственного бюджета. Приватизация идет во Франции уже около десяти лет. Еще в 1989 – 1992 гг. у государства было выкуплено около четверти всех предприятий с числом работающих на них от 500 до 1000 человек. Но если раньше предприятия приватизировали путем размещения на бирже части акций при сохранении их контрольного пакета в распоряжении государства, то теперь государство планирует продавать и контрольные пакеты акций, причем делать это на аукционах. В результате приватизации госсобственности правительство Франции планирует заработать за период с 2003 по 2008 г. 40 млрд евро.

С 1975 г. центральные бюджеты Франции были несбалансированными и до сих пор исполняются с хроническим дефицитом. Если в 1991 г. превышение расходов над доходами составляло 1,9 % ВВП, то в 1993 г. – уже 4,9 %. В 1997 г. в соответствии с требованиями Маастрихтского договора – 3 %, Франции почти удалось достичь этого уровня – 3,1 % ВВП благодаря мерам по изменению структуры доходов и расходов государства, местных органов власти и системы социального обеспечения. Правительство Франции, как и правительства других европейских стран, начало реализацию программы сокращения дефицита государственного бюджета, так называемую программу конвергенции, и приступило к более жесткому регулированию расходов, не отказываясь при этом от проведения отдельных мероприятий с целью сокращения безработицы и снижения государственного долга. Значительные государственные расходы увеличивают обязательные отчисления – налоги и социальные взносы, а также ведут к увеличению государственного долга, достигшего 58 % ВВП. Этот показатель, безусловно, ниже, чем у большинства европейских стран, однако выплата процентов по госдолгу составляет в настоящее время свыше 14 % расходной части государственного бюджета.

Бюджетный процесс во Франции регулируется рядом статей Конституции 1959 г., а также многочисленными законами, декретами, регламентами, инструкциями, регламентирующими отражение бюджетных операций в национальном счетоводстве, порядок представления государственного бюджета, роль и функции центральных и региональных органов власти, причастных к бюджетному процессу и контролю. Период подготовки, принятия, исполнения и составления отчета об исполнении бюджета во Франции занимает более трех лет.

Первая стадия французского бюджетного процесса – составление проекта бюджета – контролируется главным финансовым органом страны Министерством экономики и финансов. Подготовка бюджета во Франции идет с использованием программно-целевого метода, который носит название «рационализация выбора бюджетных решений». В течение девяти месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету. Затем, после свода всех смет, составляется проект бюджета, который, будучи одобрен правительством, направляется в парламент.

Вторая стадия бюджетного процесса – принятие бюджета – длится около трех месяцев. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты парламента. Сначала проходит обсуждение проекта в нижней палате – национальном собрании. Затем проект передается в верхнюю палату – сенат. Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обеими палатами парламента не получает одобрения, президент имеет право своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета. Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс, которые имеют счета в Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции. По всей территории страны действует сеть специальных агентств казначейства (бухгалтерий), в том числе центральные бухгалтерии, обобщающие ежедневные данные учета всех субъектов. На их основе составляются еженедельные и ежемесячные аналитические материалы. Так, в еженедельных сводках представлены данные об операциях по исполнению бюджета по крупным рубрикам годового корректирующего финансового закона (что дает возможность контролировать выдачу разрешений на выделение бюджетных средств), а также об изменениях объема государственного долга, остатках на корреспондентских счетах казначейства и др. Обобщающие данные об исполнении бюджета за год представляются в Счетную палату для анализа и составления декларации о соответствии данных центрального учета в отдельных организациях.

Контроль за исполнением бюджета делится на три вида: административный, судебный и парламентский.

Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-контролеров, связанную с кабинетом министра финансов, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, т.е. любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства, например транспортных или строительных компаний и т.д.

Судебный контроль осуществляется Счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета (бухгалтерии). Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений несут руководители исполнительных органов, представивших отчетную документацию.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании указанных выше документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о центральных счетах органов учета и отчетности отдельных министерств, исполнявших бюджет.

Последняя, четвертая стадия бюджетного процесса – составление Министерством экономики и финансов отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный (финансовый) год во Франции совпадает с календарным, т.е. начинается 1 января.