Банк Франции

Банк Франции, являющийся одним из старейших в Европе центральных банков, был учрежден в 1800 г. Наполеоном Бонапартом. Право эмиссии, предоставленное Банку в 1803 г. и подтвержденное в 1806 г., возобновлялось до 1945 г. четырежды. С 1848 г. после поглощения девяти провинциальных эмиссионных банков Банк Франции получил монопольное эмиссионное право на территории всей страны.

До 1936 г. Банк Франции управлялся Советом, состоявшим из 15 «регентов». В 1936 г. он был заменен на Генеральный совет, включавший уже 20 директоров. По закону от 2 декабря 1945 г. капитал Банка Франции был передан государству, вследствие чего он до сих пор сохраняет статус государственного учреждения.

Переломным моментом в истории Банка Франции стала реформа, проведенная в соответствии с законом от 4 августа 1993 г. С целью обеспечить стабильность национальной денежной единицы и последовательность осуществляемой Банком монетарной политики ему был присвоен независимый статус. Одновременно были внесены коррективы в устав Банка Франции, гарантирующие его независимость:

♦ Банк Франции отвечает за разработку и реализацию монетарной политики в целях обеспечения стабильности цен;

♦ решения принимаются коллегиально Советом по монетарной политике, состоящим из девяти человек, независимость мнений которых гарантируется положениями устава об их назначении и сроках полномочий;

♦ с целью обеспечения независимого статуса Совета по монетарной политике в процессе принятия решений членам Совета запрещено запрашивать мнение или следовать указаниям правительства в этой области.

Несмотря на относительную независимость Банка Франции в разработке и реализации монетарной политики, вопросами определения режима обменного курса и паритета франка занимается правительство. Банк Франции лишь регулирует соотношение франка и иностранных валют от имени государства и в рамках общих направлений монетарной политики. Главной целью монетарной политики Франции с 1994 г. был определен конкретный показатель уровня инфляции, что позволяет отнести Францию к стране, реализующей политику таргетирования инфляции.

Таргетирование инфляции включает несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров инфляции в долгосрочную концепцию развития страны; 3) снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции; 4) прозрачность долгосрочной монетарной политики, гласность текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции. Основные инструменты, которые использует Банк Франции для достижения целевого уровня инфляции, следующие:

♦ регулирование процентных ставок, динамика которых непосредственно влияет на динамику валютного курса франка и количество денег в обращении. Механизм регулирования процентных ставок основан на кредитных интервенциях на межбанковском рынке через кредитные аукционы или под залог векселей на срок 5 – 10 дней;

♦ валютные интервенции. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемого уровня международных резервов. Для повышения курса национальной валюты продается, а для снижения – покупается иностранная валюта;

♦ маневрирование нормами обязательных резервов (было введено с апреля 1971 г.);

♦ операции на открытом рынке и другие.

Структура Банка Франции включает в себя два совета: Совет по монетарной политике и Генеральный совет.

В компетенцию Совета по монетарнойполитике входит разработка монетарной тактики и стратегии государства, определение основных денежных агрегатов и других показателей, обеспечивающих достижение конечных целей монетарной политики. Возглавляет Совет управляющий Банком, кроме него, в Совет входят восемь членов, назначаемых Советом министров.

Оперативной деятельностью Банка Франции руководит Генеральный совет.Он занимается кадровыми вопросами, определением прибыли Банка и другими. Организационно в Генеральный совет входят Совет по монетарной политике, представители Совета министров, казначейства и других структур.

Присутствие Банка Франции в регионах было ограничено вплоть до середины XIX в., когда он располагал лишь 15 отделениями. К началу XX в. насчитывалось 160 отделений, в 1928 г. – 258, это количество оставалось неизменным на протяжении более 40 лет. За последние 30 лет сеть территориальных учреждений Банка Франции затронули две волны изменений: в начале 1970-х гг. были закрыты 27 отделений и открыты 2, в конце 1980-х гг. ликвидированы 23 и создано 1 отделение. Эти изменения произошли под влиянием следующих факторов:

§ усиления роли Банка Франции в качестве центрального банка и устранения такой его функции, как операции непосредственного кредитования в результате отмены прямого учета векселей предприятий в 1970 г.;

§ дальнейшего совершенствования техники рефинансирования кредитных учреждений и его централизации вследствие постепенной отмены переучета векселей Банком Франции в период с 1970 по 1986 г.;

§ изменений, затронувших каналы обращения наличных банкнот в связи с централизацией транспортировок денег с целью повышения их безопасности и снижения издержек, а также развития безналичных расчетов в условиях компьютеризации сферы денежного обращения.

Все территориальные учреждения Банка Франции обладают одинаковым юридическим статусом. В результате реструктуризации, проведенной в конце 1980-х гг., различия между территориальными учреждениями и их конторами были устранены, конторы, которые не были закрыты, были преобразованы в территориальные учреждения. Директор территориального учреждения назначается управляющим Банком и опирается на консультативный совет, включающий от 6 до 17 членов.

Штаты территориальных учреждений Банка Франции различны: от 10 сотрудников в небольших до 256 служащих в самом крупном учреждении, расположенном в Лионе. Из 211 территориальных учреждений Банка Франции в 68 работают меньше 20 сотрудников, в 83 – от 20 до 40, в 45 – 40-80, в 15 – более 80 человек.

Теоретически каждое территориальное учреждение должно выполнять все функции, присущие сети филиалов. Фактически участие каждого территориального учреждения в значительной степени зависит от местных условий.

Организационно сеть территориальных учреждений Банка Франции построена по географическому принципу. Каждое территориальное учреждение действует в своей географической зоне, которая обычно совпадает с границами административных единиц (департаментов и округов). Учитываются размеры территории. Так, в 66 департаментах функционируют несколько территориальных учреждений, а в 30 департаментах – по одному.

Функциональными принципами построения сети территориальных учреждений Банка Франции являются их профильная специализация и ориентация на конкретные направления деятельности. Среди них:

§ управление наличным и безналичным денежным обращением и системами расчетов;

§ управление иностранными операциями (в том числе участие в работе над платежным балансом);

§ надзор за банковской системой и контроль за рисками;

§ сбор, анализ данных и подготовка информационно-аналитических материалов о нефинансовых предприятиях;

§ подготовка и распространение статистических материалов, экономических, финансовых и денежно-кредитных обзоров;

§ обработка сведений о сверхзадолженности физических лиц, управление клиентурой, функционирование информационного окна «Инфобанк» («Infobanque») и другие.

В результате проведенной в 1993 г. реформы Банк Франции получил новую схему управления сетью территориальных учреждений. Последняя не имеет аналогов в мире и является особенностью функционирования французского центрального банка. Так, Банк Франции располагает 211 отделениями, сохраняя исторически сложившуюся организацию территориальной сети (для сравнения: Немецкий федеральный банк имеет 145 отделений, из них 9 являются центральными банками земель, Банк Италии – 99, Банк Англии – 2).