Бюджетное устройство
Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США. В этом документе, принятом в 1787 г., штаты передавали федеративному союзу в числе других полномочий и право производить (с обязательной санкции конгресса как высшего законодательного органа федерации) государственные расходы. В XX в. бюджетное устройство США и в особенности федеральный бюджет подверглись значительным изменениям. Во много раз увеличились размеры госбюджета, в том числе и его доля в ВВП страны, не раз изменялась структура доходов и расходов, менялось соотношение средств, которыми распоряжаются бюджеты центра, штатов и местных органов власти. Более или менее устоявшиеся формы бюджетное устройство США приняло только в последние два-три десятилетия, однако его совершенствование происходит и сейчас.
Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции:
♦ содержание государственной машины (аппарат управления, армия, суды и пр.);
♦ перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности;
♦ использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства.
Федеративное устройство США обусловливает очень важную особенность бюджетно-налогового процесса – четкое взаимодействие трех систем: государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений («бюджетного федерализма»). Важнейшая и сложнейшая задача – создание и поддержание системы бюджетного федерализма, поскольку в сфере межбюджетных отношений сталкивается наибольшее количество разноречивых экономических, политических, этнических и других факторов и интересов. Решение этой проблемы основано прежде всего на наличии собственных источников поступлений у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху вниз», которой охвачены все штаты и местные органы власти.
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трех уровней:
♦ федеральный бюджет;
♦ бюджеты 50 штатов – членов федерации;
♦ бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов и т.п.).
Федеральный бюджет вСША представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причем первые составляют большую часть.
Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения, которые в основном зависят от разрабатываемой бюджетно-финансовой политики государства. На структуру федерального бюджета США сильное влияние оказывают политические события. Поэтому финансовую стратегию государства определяет администрация президента. Перед администрацией Б. Клинтона стояла задача укрепления политической базы демократов, поэтому бюджетные приоритеты сместились с военных расходов на социальные.
В феврале 1994 г. администрация Б. Клинтона представила конгрессу бюджетную стратегию до 1999 г. Долю федеральных расходов в ВВПпредполагалось сократить до 21,5 %, а совокупное налоговое бремя увеличить до 19,2 %, или на 1 % ВВП. Военные расходы предполагалось уменьшить до 250 млрд. дол., понизив их долю в федеральном бюджете до 14 % к концу 1990-х гг. Главным приоритетом администрации объявлялась социальная сфера – расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственную помощь. К концу 1990-х гг. социальные расходы федерального правительства должны были увеличиться примерно в 1,5 раза и составить 1,24 трлн. дол., или примерно две трети всех федеральных расходов.
К 1997 г. расходы на социальные нужды составили более 60 % федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. дол.). Самыми быстро растущими статьями в социальном бюджете Клинтона стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. Что касается экономических программ, то администрация практически заморозила расходы на сельское хозяйство, транспорт, энергетику, охрану окружающей среды, науку и технику. Противники проводившейся Клинтоном бюджетной политики называли его социалистом, выступая с лозунгами, на которых первая буква фамилии президента заменялась скрещенными серпом и молотом (Clinton).
Увеличение социальных расходов отражало как политические установки администрации Клинтона, так и объективные процессы, происходившие в экономике США в последнее десятилетие XX в. Социальные программы выполняют две важнейшие функции: обеспечивают инвестиции в человеческий капитал и являются гарантами социальной стабильности в обществе.
Восьмой по счету и последний бюджет Б. Клинтона на 2001 г. ознаменовал начало сокращения госдолга Соединенных Штатов, который достиг 5,7 трлн. дол. На эти цели пошли, в частности, две трети профицита. Представляя документ в Белом Доме, президент подчеркнул, что таким образом можно будет полностью ликвидировать госзадолженность к 2013 г. «Мы находимся на пути к цели, о которой пять лет назад даже не могли мечтать, – сделать Америку свободной от долгов впервые с 1835 г.», – заявил он. Тем не менее, Клинтон до последнего остался верен себе: 23 % расходов 2001 г. пошли на систему соцобеспечения; 12 – на программу «Медикэйр» (Medicare); 16 – на оборону страны; 7 – на программу «Медикэйд» (Medicaid); 12 – на другие расходы, например субсидии фермерам и дотации малоимущим, и 11 % – на выплаты процентов по госдолгу.
Бюджет на 2002 г. Дж. Буш назвал «разумным и ответственным». Первостепенное значение в нем придавалось укреплению системы образования в США. Бюджет, в частности, предусматривал трехкратное увеличение средств на обучение американских школьников чтению, для этого на пять лет выделялось 5 млрд. дол. Президент предложил увеличить военный бюджет страны на 4,8 %.Бюджет США на 2004 г. составляет 2 трлн. 230 млрд. дол. и включает планы по стимулированию американской экономики. В то же время приоритетными статьями Дж. Буш назвал оборону, внутреннюю безопасность и борьбу с терроризмом. Например, оборонный бюджет на 2004 г. составляет почти 400 млрд. дол., что на 4,5 % больше, чем бюджет 2003 г. Это самая высокая цифра с 1982 г. Рекордно увеличиваются расходы на внутреннюю безопасность и борьбу с терроризмом: они возрастают почти на 10 % и превышают 40 млрд. дол. Значительная часть этих средств предназначена для формирования нового министерства, которое будет отвечать за национальную безопасность и подготовку специалистов по борьбе с терроризмом: Кроме того, из-за крушения комического корабля Columbia в бюджете изменена статья, касающаяся космоса. Буш счел нужным увеличить бюджет NASA на 470 млн дол. В последние 10 лет бюджет NASA сокращался. Например, программа «Шаттл» в 2003 г. должна была получить 3,2 млрд. дол., что на 75 млн. дол. меньше, чем в предыдущем году. Увеличение бюджета, по словам представителя администрации президента, было запланировано, но катастрофа Columbia это ускорила. По предложению Буша бюджет NASA был увеличен до 15,47 млрд дол.
Рассматривая федеральный бюджет, нельзя не упомянуть о проблеме бюджетного дефицита, которая была решена лишь с приходом к власти Б. Клинтона. Период дефицитного финансирования продолжался почти 40 лет (с 60-х гг.). Бюджетный дефицит в 1960 г. составлял 1,2 млрд дол., в 1970 – 2,8 млрд., в 1980 – 73,8 млрд., в 1990 г. – 220,4 млрд. дол. Бюджет США 2004 г. сведен с дефицитом в 304 млрд. дол. Дж. Буш побил рекорд своего отца: до этого самый значительный дефицит бюджета (290 млрд. дол.) у Америки был в 1992 г., при Буше-старшем. Дефицитность бюджета 2004 г. обусловлена преимущественно военными действиями в Ираке и компанией по поддержанию мира в этом регионе.
Бюджетный год федерального правительства начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года, в большинстве штатов – с 1 июля по 30 июня следующего года. Больше чем половина штатов практикуют составление бюджета на два года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Бюджеты штатов и местных органов вСША достаточно самостоятельны. Их составляют, утверждают и исполняют органы управления административными единицами. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. Смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными расходами штатов являются затраты на просвещение (35 % расходной части бюджетов), социальное обеспечение (13 %), здравоохранение (9 %), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.
Законодательства штатов регламентируют численность населения и размер территории административно-территориальных единиц – графств и округов. Органы власти графств и округов выступают в качестве региональных правительств для входящих в их состав территорий – муниципалитетов, поселков, школьных и специальных округов. Графства и их органы управления, в отличие от штатов, менее независимы и придерживаются экономической политики, проводимой федеральным правительством и правительствами штатов.
Специальные округа созданы для административного надзора в тех областях, которые представляют жизненно важные интересы для населения: освещение улиц, водоснабжение, канализация, охрана природных ресурсов. В США насчитывается 22 типа специальных округов.
Школьные округа являются разновидностью специальных округов. Они создаются для решения административных вопросов и финансовых проблем учреждений среднего и начального образования.
Из местных бюджетов традиционно финансируются такие службы, как полицейская (в среднем за 1990-е гг. – на 73 %), пожарная (на 100 %), санитарная (на 100 %), рекреационная (на 75 %). Доля местных бюджетов в общегосударственных расходах на инфраструктуру весьма значительна: в среднем за 90-е гг. около 40 %. Местные бюджеты используются для финансирования государственного потребления (в среднем за 90-е гг. до 50 %): закупок товаров и услуг, выплаты заработной платы рабочим и служащим государственных учреждений и предприятий. Весомо участие местных органов власти в жилищном строительстве для малоимущих слоев населения (более 50 %). Как уже указывалось, самая большая доля расходов местных администраций приходится на образование. С 1990 по 1996 г. они выросли почти на 38 %.
Бюджеты местных органов власти обособлены, и каждое подразделение государственного управления самостоятельно составляет, рассматривает и исполняет свой бюджет.
Важное место в системе государственных финансов занимают специальные фонды,функционирующие как самостоятельные финансовые учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы фондов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также средств федерального бюджета. К специальным фондам относятся:
♦ фонды социального страхования – по старости, по случаю потери кормильца, здоровья и др.;
♦ экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни: инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т.д. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий;
♦ научно-исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования;
♦ военно-политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, и другие.