Бюджетная и финансовая системы США

Система банковских и других кредитно-финансовых учреждений

Современное состояние банковской системыСША характеризуется углублением процессов глобализации и интернационализации и ростом транснациональных компаний. По количеству крупнейших банков лидируют штаты Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк, Пенсильвания, Техас и Флорида, так как они выделяются выгодным географическим положением, развитой промышленностью и большим количеством ТНК.

Все коммерческие банкипо юридическому статусу подразделяются на национальные и банки штатов.Первые лицензируются и контролируются федеральным правительством, вторые – властями штатов. Из-за постоянного слияния коммерческих банков в условиях усиления конкуренции с японскими банками количество американских банковских институтов постоянно меняется. Так, в конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков, а в конце 1998 г. – 8871.

В 2000 г. крупнейшим коммерческим банком США был «Чейз Манхеттен банк» (Chase Manhattan Bank) с активами 365 521 млн дол. На втором месте – «Ситикорп» (Citicorp) – 0 897 млн дол., на третьем – Национальный банк (National Bank), расположенный в Северной Каролине, – 264 562 млн дол. В Нью-Йорке находится восемь крупнейших банков, в Огайо – пять, в Северной Каролине – четыре, в Алабаме и Калифорнии – по три. Значительную роль в банковской системе США играют иностранные банки (более 260), их доля на местном рынке возросла с 14 % в 1982 г. до 21 % в 1997 г. В Калифорнии японские банки контролируют около 25 % рынка банковских услуг.

Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки.Они осуществляют два основных вида операций с ценными бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков «Меррил Линч» (Мегryl Lynch), «Пирс» (Pirs), «Леман бразерс» (Leman Brothers) и др.

Важное место в кредитной системе США занимают страховые компании. Впервой половине XIX в. самым распространенным видом страхования было страхование имущества. К 1900 г. на первое место по объему привлекаемых сбережений вышли компании по страхованию жизни. В настоящее время страховые компании привлекают огромные денежные средства. Вместе с пенсионными фондами они ежегодно предоставляют рынку ссудных капиталов 68 – 76 млрд. дол. аккумулированных долгосрочных сбережений. Главный объект их инвестиций – облигации корпораций и государственные ценные бумаги.

Пенсионные фондыкорпораций стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. С 1967 г. их капиталы, образованные из взносов предпринимателей и рабочих, возросли более чем вдвое, превысив в 2000 г. 207 млрд. дол.

В США имеются государственные и частные пенсионные учреждения. Средства государственных пенсионных фондов, складывающиеся из взносов государственных служащих, инвестируются в облигации казначейства. Частные пенсионные фонды создаются за счет взносов служащих корпораций и предпринимателей. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в акции и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства.

Острая конкуренция характерна для сферы потребительского кредита, где наиболее активны коммерческие банки и финансовые компании.Крупными финансовыми компаниями, кредитующими торговые фирмы, являются «Дженерал моторз аксэптэнс корпо-рэйшн» (General Motors Acceptance Corporation), «С.И.Т. файнэншл корпорэйшн» (S.I.T. Financial Corporation) и др. В основном они обслуживают денежные отношения автомобильных компаний. Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредотачивают значительную часть потребительских ссуд.

Финансовые компании могут быть трех видов. Первые (sales finance companies) кредитуют продажу в рассрочку потребительских товаров длительного пользования. Кредит предоставляется не прямо потребителям, а в форме покупки их долговых обязательств у розничных торговцев и дилеров. Каждая компания ведет операции лишь с определенным кругом торговых компаний. Покупатель товара уплачивает взносы в погашение своей задолженности не торговцу, а финансовой компании. Цена товара таким образом повышается, так как в нее включается не только процент за пользование кредитом, но и комиссионные торговцу и финансовой компании. Финансовые компании второго вида (commercial finance companies) обслуживают систему коммерческого кредита, предоставляемого промышленными компаниями друг другу при отгрузке товаров. Финансовая компания авансирует фирму, отгрузившую товар, получая право требований к должнику. Финансовые компании третьего вида (consumer finance companies) выдают мелкие ссуды частным лицам.

Американские дилеры и брокерыпо операциям с ценными бумагами выполняют посреднические функции, участвуют в размещении новых эмиссий ценных бумаг и в торговле старыми выпусками. Брокерские фирмы делятся на две группы: full service (полное обслуживание) и discount service (обслуживание со скидкой). Компании, предлагающие полное обслуживание, взимают с клиентов больше комиссионных, чем discount service. Открывая счет в discount service, клиенту приходится принимать решение о покупке и продаже ценных бумаг самостоятельно. В full service не только подскажут, что и когда купить, но и будут следить за «портфелем ценных бумаг» клиента, а в случае изменения ситуации на рынке посоветуют, какие меры предпринять. В full service предоставляют персонального брокера, который отвечает за качество вложений, разъясняет тонкости стратегии и тактики инвестиций. Открывая счет, клиент может выбрать брокера и побеседовать с ним. В отличие от других видов бизнеса, брокер заинтересован в финансовом успехе клиента, так как от этого зависят его репутация и комиссионные. Все вклады в брокерских фирмах застрахованы как минимум на 500 тыс. дол. (на случай финансовой катастрофы фирмы, а не на случай падения цены акций клиента). В брокерской компании можно открыть различные счета: личные, совместные с супругом, пенсионные, на имя детей, трастовые и т.д.

Широко развиты в США компании, создававшиеся для аккумуляции сбережений (вкладов) и целевого кредитования вкладчиков – сберегательные финансовые учреждения. Ссудо-сберегательные ассоциации могут быть паевыми (если они принадлежат вкладчикам) и акционерными (если принадлежат акционерам). Акционерные ссудо-сберегательные ассоциации могут принадлежать компаниям: унитарным – владеющим одной ссудо-сберегательной ассоциацией или холдинговым –владеющим несколькими ссудо-сберегательными ассоциациями. Унитарные компании имеют большую свободу в выборе видов услуг и деятельности, чем холдинговые. Сегодня ассоциации прилагают большие усилия, чтобы постоянно адаптироваться к современному рынку. Одни, такие как «Ферст» (First Union), практически превратились в коммерческие банки, другие, типа «Норт Экрон Сэйвингс энд Лоун» (Nort Akron Savings & Loun), функционируют в традиционных рамках.

Взаимные сберегательные банки имеют более продолжительную историю, чем ссудо-сберегательные институты. Многие из них появились еще в начале XIX в. для хранения небольших сбережений рабочих. Первоначальные минимальные размеры вкладов в такие банки видны сегодня из их названий: «Пятипроцентовый Сберегательный Банк Линна» (Lynn FiveCents Savings Bank), штат Массачусетс, «Десятипроцентовый Сберегательный Банк Бруклина» (Brooklyn TenCents Savings Bank), штат Нью-Йорк. Первоначально эти банки возникали на основе «взаимной» формы собственности (близкой к кооперативной), как и ссудо-сберегательные ассоциации. Взаимными сберегательными банками управляли обычно не директора и доверенные лица, выбираемые бессменными учредителями, а их авторитетные представители. Прибыль банков либо выплачивалась вкладчикам, либо направлялась на финансирование развития банка. Отчасти благодаря такой коллективной организации большинство сберегательных банков оставались дееспособными даже в 1930-е гг., когда происходили массовые банкротства банков. В последние годы многие сберегательные банки и ссудо-сберегательные ассоциации перешли на акционерную форму собственности.

В активной части балансов сберегательных банков доминируют суммы под залог недвижимости. Сберегательные банки всегда осуществляли достаточно крупные инвестиции в приобретение ценных бумаг. В отличие от коммерческих банков они и теперь вкладывают средства в акции и облигации корпораций. В пассивной части баланса традиционно доминируют вклады на сберегательных книжках, но теперь в ней отражаются и прочие виды вкладов. Из всех ссудо-сберегательных институтов взаимные сберегательные банки первыми стали принимать чековые депозиты, составив тем самым конкуренцию коммерческим банкам, однако чековые депозиты до сих пор не стали важнейшей категорией депозитов в сберегательных банках. Они специализируются на выдаче ссуд под залог недвижимости. Выдают и иные ссуды, покупают значительное количество ценных бумаг, в том числе акции и облигации промышленных корпораций. Депозиты, как и в случае ссудо-сберегательных ассоциаций, состоят преимущественно из вкладов и срочных депозитов малого размера; предлагается также открытие чековых депозитов.

В 70 – 80-х гг. XX в. сберегательные ассоциации испытывали значительные трудности, хотя несколько выручало большое разнообразие их активов. Сегодня они, как и ассоциации, стали похожими на коммерческие банки, однако их деятельность в большей степени ориентирована на потребителя.

Американские кредитные союзы по своей сути являются демократическими кооперативными организациями. Члены союза, или пайщики, вносят сбережения исключительно с целью их выдачи в виде займов другим пайщикам. Условия предоставления займов и порядок начисления процентов на вклады определяются кредитным союзом. Высшим органом союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями – правление.

Первый кредитный союз на территории современных США был основан в 1909 г. группой франко-американских католиков в г. Манчестер и назывался «Кооперативная кредитная ассоциация св. Марии» (St. Mary's Cooperative Credit Association). Экономический бум 1920-х гг. превратил движение кредитных союзов в национальное, и к 1930 г. их было 1,1 тыс. К 1960 г. 6 млн. американцев объединялись уже в более чем в 10 тыс. кредитных союзов. В середине 1990-х гг. насчитывалось свыше 11 тыс. кредитных союзов, обслуживавших почти 70 млн. пайщиков. В 1990-е гг. заметно возросло значение корпоративных кредитных союзов, выполнявших роль посредников между кредитными союзами и открытым финансовым рынком. Корпоративные кредитные союзы аккумулировали инвестиционные и процентные риски и оставили остальным кредитным союзам возможность ликвидного, прибыльного вложения на фондовых рынках. В 1997 г. корпоративные кредитные союзы управляли 7 % активов всех союзов США. В целом функционирование любого кредитного союза базируется на трех принципах: взаимопомощь, равенство каждого вкладчика независимо от денежного вклада и обязательность участия в работе кредитного союза любого уровня. Кредитно-финансовые учреждения, составляющие кредитную систему США, представлены на рис. 2.1.

 

           
 
Комитет открытого рынка
 
Совет управляющих
 
Федеральный консультативный совет


       
   
 

 

 


           
   
     
Сберегательные учреждения: Судо-сберегательные ассоциации Взаимносберегательные банки Кредитные союзы Страховые компании Пенсионные фонды Финансовые компании Брокеры и дилеры
 

 


 

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Кредитная система США