Б. Понятие цивилизация в различных теориях
Цивилизация как объект философии.
Как соотносятся понятия культура и цивилизация? При многозначности определений того и другого понятия данный вопрос не имеет однозначного ответа. Познакомимся с имеющимися определениями понятия “цивилизация”.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный):
1) синоним культуры;
2) определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;
3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.
Слово “цивилизация” является одним из наиболее часто употребляемых понятий не только в философии, но и в гуманитарных науках, и в публицистике.
А. Многозначность понятия “цивилизация
Многозначность понятия “цивилизация” объясняется и его давностью. Уже в XVIII в. это понятие прочно вошло в различные философские теории. Тот же процесс продолжается и в наши дни. Новые теории не вытесняют старые, а продолжают существовать параллельно.
Понятия культура и цивилизация иногда употребляются как синонимы (что характерно, например, для антропологического подхода).
Цивилизация может рассматриваться и как уровень развития культуры. Из такого понимания исходят, например, историки и археологи. Цивилизацией они считают лишь ту культуру, в которой существуют городские поселения, государство и письменность.
Понятия “культура” и “цивилизация”, не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизациях, античной цивилизации и т. д. В таком случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира, необходимая для их изучения.
Н. Я. Данилевский называл их “культурно-историческими типами”,
О. Шпенглер — “высокими культурами”,
А. Тойнби — “цивилизациями”,
П. Сорокин — “социокультурными суперсистемами”,
Н. Бердяев — “великими культурами”.
Понятие “цивилизация” как социокультурная целостность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась различными авторами. Н. Я. Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов:
1) египетский;
2)китайский;
3) ассиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитический;
4)индийский;
5)иранский;
6)еврейский;
7)греческий;
8)римский;
9) новосемитический, или аравийский;
10) германо-романский, или европейский;
11) мексиканский;
12) перуанский.
Каждый из этих типов, по мнению Н. Я. Данилевского существует изолированно, так как культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой. Такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций. Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов:
во-первых, каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану;
во-вторых, он предположил, что жизнь цивилизаций имеет свой предел и что одна цивилизация сменяет другую;
в-третьих, он считал, что сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.
Понимание цивилизации как завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О. Шпенглером (в 2008 г. будет отмечаться 90-летие со дня издания его работы “Закат Европы”). По его мнению, культура — это творчество, а цивилизация — повторение, воспроизведение и тиражирование. Уделяя основное внимание переходу культуры в цивилизацию, Шпенглер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью.
О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем:
• египетская;
• индийская;
• вавилонская;
• китайская;
• греко-римская;
• майя;
• магическая (византийско-арабская);
• фаустовская (западно-европейская).
В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую.
Шпенглер исходил из идеи существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах.
Под цивилизацией понимается и культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой (например, при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации). Такая трактовка понятия “цивилизация” была предложена английским историком А. Тойнби, посвятившим исследованию причин развития и упадка цивилизаций многотомный труд “Постижение истории”. Тойнби особо выделяет синтезирующую роль религии. Как и Шпенглер, Тойнби исходил из факта множественности культур. Его теория локальных цивилизацийпозволяет изучать общества, занимающие определенные территории и имеющие особенности социально-экономического, культурного, религиозного развития. Цивилизации могут совпадать с границами общества (например, китайская цивилизация), а могут включать в себя ряд государств (мусульманская цивилизация). Типологический подход А. Тойнби основан на сравнительном анализе. Тойнби не классифицирует цивилизации как культуры, если под культурой понимать определенные модели. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными образованиями, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Цивилизации Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной общности.
В. Понятие "цивилизационного типа". Особенности Востока и Запада.
Понятие “цивилизация” помогает полнее выявить своебразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, “Севера” и “Юга”, “Запада” и “Востока”. Еще более широким, чем понятие “цивилизация”, является понятие “цивилизационного типа”.В качестве таковых выделяются Запад и Восток (иногда для краткости говорят просто о западной и восточной цивилизациях). Термины Восток и Запад — не географические, а культурологические и философские. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество. Запад же — это новационное общество, техническая цивилизация. В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке можно выделить целый ряд принципиальных отличий.