Философское учение о развитии
Связью называется такое отношение между вещами, явлениями и т. д., когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений.
Философское учение о связи
Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи и учение о развитии.
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи.
В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отношении. Таким образом, понятие “связь” выражает отношение зависимости вещей и явлений. Например, химические свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов; живой организм связан с внешней средой своего обитания, изменение которой вызывает определенные приспособительные реакции, и т. д.
Связи могут быть различным:
устойчивыми и неустойчивыми,
повторяющимися и неповторимыми,
внутренними и внешними,
непосредственными и опосредованными,
генетическими и актуальными,
объективными и субъективными,
материальными и идеальными, и т. д.
Общую классификацию связей можно дать по основным формам движения материи:
пространственно-временные связи, физические, химические, биологические и социальные.
Характер связи зависит от особенностей взаимодействующих предметов и определяется их природой. Если понятие “связь” выражает зависимость и несамостоятельность бытия вещей, явлений, процессов, то понятие “раздельность” выражает, напротив, относительную самостоятельность и независимость их существования. Связь и зависимость абсолютна, всякая обособленность, раздельность — относительны.
Понятие отношения выражает как момент связи (зависимости), так и момент раздельности (относительной обособленности, самостоятельности) бытия вещей, явлений, процессов.
Отношения могут быть также самого различного свойства и вида. В их классификации правомерен такой же подход, как и в приведенной выше классификации связей. В диалектике наиболее важными типами отношений являются отношения тождества, различия, противоположности и противоречия
Диалектика определяется также и как учение о развитии в его всеобщих и необходимых формах. Поэтому необходимо определить философский смысл понятия “развитие”. Выяснение отношения понятия “развитие” к понятию “движение” — первое, что необходимо сделать в этой связи. Понятие “движение” по объему более широкое, чем понятие “развитие”.
Движение определяют как “всякое изменение”. Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (законам развития). В этом смысле всякое изменение есть движение, но не всякое изменение есть развитие. Это не значит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития. Развитие так же всеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развивается. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, например, такая форма движения, как изменение пространственно-временных отношений.
Развитие — это всеобщая и наиболее сложная из всех известных нам форм движения. Его можно определить как процесс необратимых, поступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (в соответствии с законом меры, законом противоречия, законом отрицания
Развитие характеризуется:
направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому;
• взаимным превращением количества и качества, непрерывностью и скачками;
• противоречивостью: имманентным возникновением противоположностей, их единством и борьбой;
• отрицанием, т. ё. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.
Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ В.Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития.