Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.

Требования к умениям.

Требования к знаниям.

Дополнительная.

Основная.

Оборудование.

План.

Раздел 7. Философское учение о бытии.

 

Лекция 6. Понятие субстанции в философии. Материя: понятие, атрибуты, виды.

 

1. Проблема субстанции в философии.

2. Материя: понятие, свойства, виды.

3. Пространство и время – формы существования материи.

4. Движение как способ существования материи.

 

 

1. Схема Грядового Д.И. Материя как объективная реальность, С.197.

2. Схема Грядового Д.И. Основные этапы формирования представлений о материи в философии, С. 195.

3. Схема Грядового Д.И. Основные этапы формирования представлений о материи в естествознании, с.196.

4. Схема Грядового Д.И. Структурные уровни организации материи, с.200.

 

 

Рекомендуемая литература.

Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии.:учебник. – М.: ИД "Форум", 2008, СС. 349 – 365.

Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М.: Владос, 2000, СС. 30 – 41.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2004, СС. 223 – 308.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: Питер, 2004.

3. Грядовой Д.И. Философия. Структурированный учебник. М.: Юнити, 2003.

4. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия. Питер, 2004.

5. Философия в вопросах и ответах. / Под редакцией проф. Е.Е. Несмеянова. М.: Гардарики, 2000.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.

7. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. проф. Ивина М.: Гардарики, 2004.

 

 

ü Знать определение категории бытия.

ü Знать исторические формы развития категории бытия.

ü Знать соотношение категорий бытие и небытие.

ü Знать формы бытия.

ü Знать соотношение понятий бытие, существование, сущность.

ü Знать исторические вехи осмысления проблемы субстанции в философии.

ü Знать отношение к материи в материализме, в субъективном и объективном идеализме, позитивизме, осмысление понятия материи в философии.

ü Знать свойства, виды, формы материи, способ существования материи, концепции пространства и времени.

 

ü Уметь различать философскую, религиозную и научную картины мира.*

ü Уметь работать с монографической, справочной литературой.

ü Уметь составлять план-конспект, выделять главное.

 

Рассматривая понятие “бытие” как основополагающую философскую категорию, с которой начинается познание человеком окружающего его мира и самого себя, мы выявили предельно общий признак этой категории – существование, что присуще любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Используя данную категорию, мы обратили внимание на то, что человек фиксирует в первую очередь факт своего собственного бытия и лишь затем соотносит с ним существование всего многообразия реальной действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия.

1. Из чего состоит, откуда появилось то или иное “нечто”?

2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего?