Победа на Куликовом поле явила миру новый сильный народ, а самому русскому народу показала, что его сила в единении.

Сергий – один из самых почитаемых святых на Руси. Он – символ мудрого служения своему народу. Мудрость же понимается как совершенство в поступках, делах.

15 – 16 век – это время собирания русских земель, вызревания централизованного государства, время споров о монастырских землях. Разные позиции в этом вопросе заняли Нил Сорский (глава нестяжателей) и Иосиф Волоцкий (глава иосифлян).

Нил (1433 – 1508) родился в Москве (мирское имя Николай Майков) и в юности почувствовал призвание к монашеской жизни. Он отправляется в Кирилло-Белозерский монастырь, где принимает постриг и становится монахом, совершает путешествие на Афон, где изучает греческий язык, знакомится с трудами отцов церкви. Вернувшись в Белозерье, принимает решение о скитской жизни, основывает в 15 верстах от монастыря (вверх по реке Соре) скит. К тому времени существовало 3 вида монашеской жизни – монастырское общежитие, скитское житие, уединение. Нил объяснял свой выбор тем, что в монастырском житии допускались большие злоупотребления, отход от чистоты христианского братолюбия. Уединённое житие он тоже не одобрял, т.к. не всякий инок мог его выдержать морально и физически, но часто приобретал злобу. Скитское житие предполагало такой порядок: иноки поселялись вдвоём или втроём, каждый в своей келье, питались и одевались своим трудом, поддерживая друг друга во внутренней борьбе и умном делании". Монахи выбирали из своей среды настоятеля, который их окормлял духовно.

В ските не было общего имущества и общей казны, каждый жил своим трудом, изредка принимая подаяние (в случае болезни или крайней нужды). Церковь в ските не имела украшений. Нил часто говорил: "Лучше бедным подавать, чем церковь украшать".

На Соборе 1503 года Нил отстаивал идеи нестяжательства:

Та собственность является богоугодной, которая основана на личном труде, а не получается в дар или по наследству.

Владея имениями, монахи вовсе не отрекаются от мирской жизни, но делаются участниками неправедных дел. Дело церкви – духовно окормлять мирян, не погрязая в мирские тяжбы. Поэтому церкви должны отказаться от монастырских земель, чернецам же надлежит жить по пустыням и кормить себя трудами рук своих. Великий князь Иван III поддержал идеи Нила (монастырям в то время принадлежала третья часть всех земель).

Организаторы Собора начали готовить материалы для опровержения идей нестяжателей. Возглавил эту борьбу Иосиф Волоцкий. Он доказывал, что монастыри на свои средства содержат нищих, странников, совершают поминовения по тем, кто делает вклады, а для этого нужны свечи, хлеб и ладан. Он опирался на примеры из Ветхого Завета, на Византийские законы, соборные определения, показывающие, что монастырские владения – от Бога и для Бога.

Идеи Иосифа взяли вверх, Нил удалился в свой скит, удерживая своих учеников от борьбы с иосифлянами, призывая их молиться за своих оппонентов. Перед смертью он писал в своём завещании: "Оставьте моё тело на съедение зверям и птицам, ибо оно много согрешило и недостойно погребения. Я старался не вызвать чести и славы как при жизни, так и после смерти. Молю всех: помолитесь о душе моей, прошу прощения у всех и всех прощаю. Бог да простит всех".

Нил не был канонизирован, церковь не составила официального жития старца, в отличие от Иосифа Волоцкого, которого канонизировали и составили 3 жития.

Нила считают автором "Посланий", "Предания о жительстве скитском ученикам своим" (Устав), "Завещания"[14].

Нил оставил нам духовное руководство, помогающее бороться со своими грехами и соблазнами: "Мир ласкает нас сладкими вещами, после которых бывает горько. Блага мира только кажутся благами, а внутри наполнены зла. Те, кто искали в мире наслаждения, всё потеряли. Богатство, честь, слава – всё минет, всё опадёт как цвет, как дым исчезнет". Своему ученику он пишет: "Ты спрашиваешь, как отступить от мира? Старайся совершить это делом. Это путь к вечной жизни, этим путём шли преподобный отцы, познавшие премудрость…должно отступиться от мира".

"Не вступай в нечестивые беседы, избегай зрелищ неподобных, т.к. они пробуждают страсти и укрепляют нечистые мысли".

В "Уставе" Нил говорит, что нравственный подвиг инока осуществляется на путях исихазма. Он исследует возникновение страсти, выделяя 5 периодов её развития:

· Прилог (возникновение смутного чувства, мысли – помимо воли человека).

· Сочетание (человек задерживает внимание на этой мысли, чувстве, происходит сочетание её с душой).

· Сложение (эта мысль или чувство становятся страстным увлечением, человек внутренне склонен им следовать).

· Пленение (это превращается в страсть, овладевает человеческой волей).

· Собственно страсть (страсть укореняется приобретает черту постоянства, ломает характер человека, становится привычными. Человек оказывается рабом своей страсти).

Нил учит во время молитвы освобождаться от всякой мысли, даже хорошей.[15] Человек, совершающий умную молитву, находится под наитием иной силы. Душа человека забывает себя и других, в сердце разливается сладость покоя – человек не может выразить своего блаженства, всё земное превращается в пепел. Нил предупреждает о 8 главных страстях, которые мешают иноку:

  • Чревоугодие
  • Блуд
  • Сребролюбие
  • Гнев
  • Безмерная печаль
  • Уныние
  • Тщеславие
  • Гордость.

Бороться с этими грехами надо, уйдя от мира в иночество, но совершать этот шаг надо, хорошо подумав, взвесив собственные силы.

Нил уважал личность, призывая милосердно относиться даже к еретикам.Приемлемы ли идеи старца в наши дни?

Каждый ответит на этот вопрос по-своему, но в любом случае его опыт драгоценен для тех, кто стремится к нравственному совершенству, кто сосредоточен на внутреннем мире.

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, 1439 – 1515) – основатель и игумен Волоколамского монастыря, известного благотворительностью и строгим уставом.

Выходец из состоятельной семьи, восьми лет отдан на учёбу в монастырь, учился у старца Арсения. В 20 лет становится монахом, отличается трудолюбием. 15 лет ухаживал за своим парализованным отцом, находившемся в том же монастыре. После смерти Пофнутия Боровского Иосифа единодушно избрали настоятелем монастыря, хотя ему тогда не было ещё 40 лет. Иосифа описывают красивым сильным человеком. Он обладал уникальной памятью, помнил наизусть тексты из Библии, был сердечным и милостивым к людям, но непримиримым к еретикам. Несмотря на свой сан, ежедневно молол зерно для монахов, был воплощением живого примера для братии. Когда он задумал ввести в монастыре более строгие правила, монахи возроптали, и он решается вместе с 7 верными монахами основать на землях князя Бориса Васильевича, родного брата великого московского князя, монастырь. Иосиф возглавил борьбу с ересью жидовствующих. Она возникла в 70 годы 15 века в Новгороде. Купец Схария "дьяволов сосуд", прельстил и переманил в свою веру 2 клириков – Дениса и Алексея. Приверженцем этой ереси стал также дьяк Великого князя Фёдор Курицын, высказывал симпатию им даже митрополит Зосима.