Таким образом, его философская система носит характер абсолютного идеализма.

Высшей формой социальной жизни он называет государство, наилучшим вариантом является монархия. Он полагал, что всякое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан.

6.В случае необходимости оно может вступить в войну с другими государствами. По Гегелю, война – естественное явления человеческой истории. Историю же он понимает как проявление "мирового духа", как прогрессивное стремление к свободе. На этом пути человечество прошло 3 стадии:

1. В восточных деспотиях свободен был один человек – монарх.

2. В греко-римском обществе – некоторые (граждане полисов).

3. В германском мире, приходящем с воцарением христианства, свободны все.

История развивается помимо деятельности людей. Они могут иметь частные интересы в политике, но "хитрость мирового разума" направляет движение в нужную сторону.

В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определённый народ, а в этом народе – конкретных людей, воплощающих смысл истории.

Философия Абсолютного духа -третья составная часть философии духа. Абсолютный дух есть единство субъективного и объективного духов

Гегель называл 3 формы Абсолютного духа:

- искусство;

- религия;

- философия.

1. Искусствовыражает абсолют в чувственных образах. Высшей формой искусства он считал классику (в частности – античное искусство).

2. Религия– в представлениях. Самой адекватной формой религии он считал христианство.

3. Философия в спекулятивных понятиях. Именно философию Гегель считает наиболее адекватным способом постижения Абсолюта. Вся истории философии есть раскрытие содержания Абсолюта.

Интересно, что Гегель считал: нет абсолютно ложных философских систем.

Резюмируем сказанное:

1. Гегель продолжил традиции классической философии.

2. Используя богатейшие знания по различным отраслям науки и философии, он создаёт уникальную философскую систему.

3. Онтологической основой абсолютного идеализма Гегеля является Мировой дух, который в процессе своего развития и самопознания объективируется в различных проявлениях природы и духа. Диалектической основойего развития является внутренняя противоречивость Мирового духа.

4. Гегель полагает в основу своей системы принцип триадичности, который неизменно повторяется во всех проявлениях Мирового духа, будь то природа, социум, человек.

5. Историю Гегель рассматривает как естественный процесс развития и самопознания Мирового духа, а войну как естественное проявление закона борьбы противоположностей.

6. Смысл человеческой истории он видит в осознании понятия свободы, в её реализации в обществе. Именно Г. Гегелю принадлежит мысль: "Народ заслуживает того правительства, которое у него есть".

Резюмируя, отметим, что философия Г. Гегеля оказала огромное влияние на последующую философскую мысль. До середины 40 годов 19 века она была наиболее авторитетной философской системой в Европе.