Иоганн Готлиб Фихте.

Резюмируем.

После его работ стала очевидна не пассивная, а активная роль сознания в познавательном процессе.

Были определены пределы разума (аностицизм И. Канта).

И. Кант определил примат морали и нравственной воли над теоретическими выкладками познающего разума.

Философия Канта оказала стимулирующее влияние на всю последующую европейскую мысль. Представители немецкой классической философии после И. Канта пытались преодолеть его дуализм (между явлением и вещью самой по себе) и агностицизм (утверждение о непознаваемости вещей в себе).

 

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)родился в саксонской деревне, в бедной семье был старшим из восьмерых детей. Семья не способна была даже платить за его обучение, но вмешался счастливый случай: И. Фихте обладал поразительной памятью, и однажды некий барон фон Мильтиц (имя которого история сохранила именно потому, что он помог Фихте) опоздал на воскресную проповедь в сельскую церковь. Крестьяне сказали ему, что если позвать "гусятника Фихте" (маленький Фихте пас в деревне гусей), тот повторит ему всю проповедь наизусть. Так и оказалось. Пораженный фон Мильтиц предложил родителям десятилетнего мальчика оплату его образования. Благодаря этому Фихте удалось окончить частную школу и поступить на богословский факультет Йенского, а потом Лейпцигского университета. После окончания университета он стал работать домашним учителем в богатых семьях Саксонии. Благодаря своей учительской деятельности он и узнал о философской системе И. Канта, — один из учеников задал ему вопрос о взглядах великого кенигсбержца. И. Фихте, взяв в руки книгу И. Канта, не смог от нее оторваться: кантовские идеи оказали на него огромное воздействие, он стал считать себя кантианцем. Сам И. Фихте писал о влиянии И. Канта на свои взгляды так: "Я растворился в философии И. Канта... Прочитав "Критику практического разума", я увидел себя живущим в новом мире: она превращает в руины то, что казалось неопровержимым. Доказывает то, что казалось недоказуемым". В 1791 г. И. Фихте поехал в Кенигсберг, чтобы познакомиться с человеком, перевернувшим его внутренний мир.

Этот визит обманул ожидания И. Фихте: И. Кант не обратил внимания на неизвестного учителя, а сам И. Фихте был разочарован лекцией уже пожилого И. Канта (в начале своей преподавательской карьеры И. Кант читал лекции блестяще). Однако И. Фихте остался еще на некоторое время в Кенигсберге и написал там работу в духе кантианства. На И. Канта рукопись молодого И. Фихте произвела положительное впечатление, он помог ее опубликовать.В 1792 г., когда читающая публика ожидала увидеть новый труд великого Канта, был опубликован анонимный труд, написанный И. Фихте. Когда недоразумение выяснилось, И. Фихте в одночасье стал знаменит.

После этого Фихте стал профессором Йенского университета. Его друзьями были Шиллер и Гете. Он читал лекции по теории права, этике и по новой, основанной им самим дисциплине, — "наукоучению". В философии Фихте содержались элементы пантеизма,но его противники приписывали ему атеизм. Эмоциональный И. Фихте защищался с присущей ему горячностью, спор довольно быстро перешел на личности, отношения с коллегами были испорчены, а И. Фихте покинул университет.

К этому моменту он был уже известным философом, поэтому получил приглашения на работу из различных университетов — в том числе, из Российской империи, на кафедру философии создававшегося тогда Харьковского университета. И. Фихте в конце концов остановился на Берлинском университете. Когда он жил в Берлине во время наполеоновской оккупации, он обратился к соотечественникам со своими знаменитыми "Речами к немецкой нации", в которых призывал к борьбе против иноземного ига. В этих "Речах" И. Фихте высказывал и националистические идеи, в том числе относительно того, что немцы — избранный народ, который должен стать во главе всех европейских народов и спасти их от внутреннего разложения и упадка. Эти идеи впоследствии пытались использовать нацисты в своей пропаганде. Во время войны с Наполеоном И. Фихте записался в ополчение, его жена ухаживала за ранеными в госпитале. Она заболела тифом и заразила мужа, что и стало причиной смерти И. Фихте.

Влияние И. Канта было велико, но И. Фихте никогда не считал идеи своего учителя истиной в последней инстанции. Со свойственным ему критицизмом свою философию И. Фихте построил так, чтобы исправить то, что он воспринимал как непоследовательность кантовской философии. Прежде всего, это касалось кантовского учения о "вещи в себе". И. Кант признавал "вещи в себе", то есть объективный, независимый от человека мир являлся для него безусловно существующим (хотя мы и не можем его познать). И. Фихте счел эту предпосылку кантовской философии недоказуемой и попытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.

У И. Канта опыт есть продукт двух начал: с одной стороны, "вещи в себе",действуя на наши органы чувств, вызывают ощущения,а с другой — априорные формы вносят порядок и закономерность вхаотический материал чувственных впечатлений. И. Фихте же едко высмеивал такое толкование кантовского учения (он был уверен, что и И. Кант вовсе не имел в виду такой двойственности, но тут он ошибался).

"Если послушаешь, — писал он, — некоторых кантианцев о понятиях a priori, то можно подумать, что априорные формы стоят в человеческой голове, как развернутые складки, и ждут, пока чувственный опыт не наполнит их своим содержанием". Что-нибудь одно, говорил И. Фихте, — или "вещь в себе" как внешний предмет, или сознание является источником и условием познания и опыта. В первом случае мы приходим к материализму, во втором — к субъективному идеализму. Всякая третья комбинация, считал И. Фихте, непоследовательна и ведет к противоречиям. Говорят, И. Кант, ознакомившись с этими рассуждениями И. Фихте, сказал: "Спаси нас, Боже, от наших друзей, а уж с врагами-то мы и сами справимся".

Свою систему И. Фихте называл "наукоучением", то есть в ней (так же, как и многие другие мыслители Нового времени, в том числе,И. Кант) он попытался построить новый образ науки. Основание науки И. Фихте выводил из трех основных принципов:

1. Я полагает само себя (Я = Я).

2.. Я противополагает себя не-Я (Я * не-Я).

3. Я полагает себя и свою противоположность (Я -> Я и не-Я). На первый взгляд, не очень понятно, что хотел Фихте сказать этими тремя положениями. Попробуем в этом разобраться.