Доминиканцы и францисканцы

Апогеем христианской схоластики стало XIII-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Задачи, поставленные ими, требовали от их членов солидной богословской и философской подготовки, в результате чего большое количество философских систем было создано именно в рамках этих орденов. Доминиканцы стали хранителями официальной церковной философии, большинство преподавателей богословия в европейских университетах принадлежали к ордену святого Доминика. Учрежденная в это же время церковью инквизиция (трибунал католической церкви для борьбы с ересями) тоже была фактически передана в руки этого ордена.

Францисканский же орден отличался тем, что его монахи жили не в монастырях, а "в миру", странствовали, проповедовали отказ от богатства и роскоши, чем снискали симпатии простого народа. В этом ордене тоже получили развитие философские и богословские исследования, в результате чего папа римский дал францисканцам право преподавания в университетах. Такие видные представители высокой схоластики, как Фома Аквинский(1221 — 1274), Альберт Великий(ок. 1193—1280), принадлежали к доминиканскому ордену, а Бонаветура(ок. 1217—1274), Роджер Бэкон(1214—1292), Дуне Скот(1266—1308) — францисканскому. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.

Резюме: в целом в эпоху средневековья происходит переоценка ценностей:

ü перечёркнут культ тела и плотской жизни;

ü перечёркнут культ человеческого разума;

ü перечёркнута идея всесилия человека, который сам может достичь счастья.

А теперь обратимся к фигурам двух наиболее значимых представителей средневековой философии – Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

3.Августин Аврелий как представитель патристики.

Крупнейшим представителем патристики является Августин Аврелий (354 – 430). Родился он в городе Тагасте на севере Африки (в то время она была частью Римской империи) в небогатой семье, где отец был язычником, а мать христианкой. Сам Августин долгое время был в духовном поиске. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру ритора. Он работает в Риме, Милане, становится профессором риторики. В конце 70-х годов переживает увлечение манихейством, а в начале 80-х годов – скептицизмом. В Милане он знакомится с Амвросием – выдающимся христианским деятелем. Благодаря ему, Августин начинает понимать текст Библии. Весной 387 года под его влиянием Августин принимает крещение. В 388 году он возвращается в Сев. Африку; с 391 – пресвитер, а с 395 года до самой смерти – епископ г. Гиппон. Августин умер в то время, когда его город осаждали вандалы.

Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:

"Против академиков" (скептиков, 386 год),

"О жизни блаженной" (386 год),

"О порядке" (386 год),

"Монологи" (387 год),

"О бессмертии души" (387 год),

"О количестве души" (388 – 389 годы),

"Об учителе" (388 – 389 годы),

"О музыке" (388 – 389 годы),

"Об истинной религии" (390 год),

"О свободной воле" (388 – 395 годы),

"Исповедь" (400 год),

"О граде Божьем" (413 – 436),

"О троице" (399 – 419 годы).

Всего известно около 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей. Учение Августина соединяет теологию Востока и пристальное внимание Запада к психологии и антропологии, традицию Оригена и традицию Тертуллиана.