Эпикуреизм.

Этика стоиков.

Антропология стоиков.

Антропология стоиков изучает индивида, которого они целиком сводили к разумному началу. Душа человека – частица пневмы, отделяющаяся от тела после смерти человека. Она состоит из 8 частей: пяти чувств, речевой, породительной и "ведущей". В "ведущей"части, находящейся в сердце, сконцентрированы способности представления, согласия, влечения, разумности.

Этика стоиков – наиболее влиятельная часть их учения. Все люди равны перед законом природы. Этот закон всесилен и бесстрастен, и люди должны следовать бесстрастию природы и любить свою судьбу, какой бы тяжёлой она не была. Стоицизм – это философия мужества. Они считали, что не должно стремиться избежать страдания, а наоборот признать страдание неотъемлемой частью жизни, настаивали на том, что человек должен воспитывать в себе нечувствительность к страданиям, уметь мужественно их переносить.

Стоики ввели в употребление такое понятие как апатия – бесстрашие, бесстрастность.Апатия – путь к достижению счастья.

Смысл жизни человека они сводили к долгу, который человек должен осуществлять гордо и достойно.

Высшим типом личности они считали мудреца– человека, стоящего выше всех страстей. Мудрец настолько совершенен, что ему не надо особых усилий в преодолении страданий. Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса. В своей бесстрастности мудрец полностью освобождается от сострадания, жалости, милосердия, которые стоики считали страстями. Милосердие, по их представлениям, потворствует дефектам души. Идеал стоиков – спокойное и суровое существование человека, строго исполняющего свой долг. Самоубийство допускалось стоиками только в ситуации невозможности идеально-нравственного поведения.

Стоицизм в Древнем Риме.*

Смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС. 106 – 113).*

Значение стоицизма.

Стоицизм оказал заметное влияние на христианство (Тертуллиан, Августин), на арабо-мусульманскую мысль, на нововременную философию (Р. Декарт, Спиноза), а в настоящее время он начинает рассматриваться как источник продуктивных философем.

Эпикур (341/342 – 271/270 до н.э.) – греческий философ, основатель эпикуреизма. Учился философии у Навсифана, основал философские школы в Колофоне, Митилене, Афинах. Афинская школа называлась "Сад Эпикура". Она просуществовала 600 лет и окончательно исчезла только в 4 веке. В "Саду Эпикура" философия сочеталась с дружеским общением; нравы отличались скромностью, среди учеников были женщины и рабы. В отличие от школы Пифагора здесь не было общности имущества. Основой эпикурейского союза была верность учению и почитание учителя. Одной из удивительных особенностей было отсутствие раздоров и попыток развития учения. Девизом эпикурейцев стало изречение учителя: "Проживи незаметно!".

Эпикур – автор 300 произведений, но до нас дошли только 3 его письма к ученикам, отрывки из писем другим людям, собрание изречений "Главные мысли", отрывки из главного труда "О природе", цитаты из трудов его последователей.

Философия Эпикура имеет практическую цель – указать путь к счастью. Эпикур предложил людям "тетрафармакон" – четверолекарствие, излечивающее человека от страха и указывающее путь к счастью: