Философские идеи Пиррона.

Скептицизм.

Вопрос. Третий период античной философии.

Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.

Он является основателем физики, формальной логики.

5.В космологии он отверг учение пифагорейцев иразработал геоцентрическую систему,просуществовавшую догелиоцентрической системы Коперника.

6.Вместе с учением Платонаего труды стали идейной основой христианства.

Эллинистическая философия (4 – 3 века до н. э.): киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.*В конце 5 века Афины вошли в состав державы Александра Македонского. Особенность этого этапа –отказ от создания всеобъемлющей философской концепции, концентрация внимания на проблеме ценностей, смысла человеческой жизни.Основные направления: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, кинизм, неоплатонизм.

Эта часть темы разбирается студентами самостоятельно.*

Термин "скептицизм" происходит от древнегреческого "скепсис", что означает "рассматривание, разбор, колебание".

Скептицизм – философское направление, где сомнение оказывается философским принципом. Скептики последовательно проводят идею об относительности любого знания. Основоположником скептицизма считается Пиррон (360 -270 гг. до н.э.), уроженец города Элида, ученик софиста Брисона и мудреца Анаксарха, друга Александра Македонского. Вместе с ним Пиррон дошёл до Индии, где также общался с индийскими философами.

По молодости занимался живописью, затем жил в уединении. Держался он всегда ровно, и, когда от него отходили, не дослушав, продолжал говорить для себя одного, хотя в молодости был непоседлив. Как-то раз его застали говорящим с самим собой и спросили, в чём дело; он же ответил, что учится быть добрым.

Говорят, он настолько придерживался принципа сомнения, что на вопрос: "Пиррон, ты умер?" – отвечал: "Не знаю".

В Элиде его так уважали, что назначили верховным жрецом и ради него постановили освободить всех философов от податей.

Посидоний рассказывал о Пирроне такой случай: на корабле, во время бури, все впали в уныние, он же оставался спокойным и ободрял их, показывая на корабельного поросёнка, который ел себе и ел. Пиррон отметил, что такой бестревожности должен держаться мудрец.

Пиррон не оставил нам своих трудов, но его взгляды нам известны из трудов Тимона, Энесидема, Нумения.

 

Центральный вопрос его философии – как человеку стать счастливым?

Философ говорил, что для этого надо ответить на 3 вопроса:

Что есть то, что нас окружает?

Как мы должны к этому относиться?

Что следует из этого отношения?

Отвечая на 1-ый вопрос, Пиррон указывал, что различные мудрецы по-разному объясняли сущность и происхождение мира. Невозможно предпочесть какую-либо точку зрения. Пиррон говорил, что ни о чём нельзя утверждать определённо и уверенно, что оно существует или не существует. Далее, нет категорического и уверенного ответа на вопрос: что есть вещь?

О любом способе познаниянельзя сказать определённо и уверенно, какой истинный и какой ложный. Свой способ познания скептики называли ищущим, в отличие от догматиков, к которому они причисляли тех, кто утверждает, что уже нашёл истину.

Отвечая на 2 вопрос,он говорил, что следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений (эпохе). Мы должны относиться к вещам как к кажимости, а основания противоположных суждений равносильны, равнозначны. Поэтому истинное утверждение может быть только вероятностным.

Отсюда ответ на 3 вопрос: полнейшая невозмутимость, бесстрашность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Виднейший представитель скептицизмав римской философии – Секст Эмпирик (вторая половина 2 века – начало 3 века). Он был врачом, написал такие работы:

"Пирроновы основоположения".

"Против учёных".

"Против математиков".

Скептицизм в Древнем Риме (смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС. 113 – 116).*

 

Скептический метод.

 

В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Надо воздерживаться от любых суждений. Именно это позволяет достигнуть невозмутимости (атараксии), счастья, что является целью философии. По мнению Секста Эмпирика, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Скептик не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.

Скептицизм оказался прочно забыт в эпоху Средневековья, но стал возрождаться в 16 – 17 веках в виде "нового пирронизма". Особое значение имел в связи с критикой схоластики, догматизма.

Позднее скептицизм стал основой философии Д. Юма, повлиял на агностицизм И. Канта и позитивистов.

Влияние скептиков отразилось в античной литературе.

У Еврепида читаем: