Политико-правовое учение Платона.
Космос. Об отношении идеи к вещам
"Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим". Космос — царство идей (эйдосов), полных божественного смысла. И мир подчиняется Идее — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи.
Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия).
Для Платона идеи — это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Идеи — это целевые причины, заряженные энергией устремления; между идеями существуют отношения координации и подчинения.
Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество.
Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой (человек имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному, то есть может быть эмоционален). Эйдосы не зависят от человека, его воли. Идеи совершенны, а их подобия в материальном мире лишены совершенства. Познать мир идей нельзя чувственно, т.к. ощущения не дают истинного знания. Эйдосыпостигаются умом через систему соответствующих понятий, через логику. В мире идей существуют “красота сама по себе”, “доброта сама по себе”, а в материальном мире существуют “красивая девушка”, “добрый человек”. Вот эту красоту саму по себе человек способен постичь диалектически.
Значит, при помощи разума можно обосновать суть бытия, мораль, государственное устройство.
Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты "Государство", "Законы" и диалог "Политик". Наиболее известным диалогом Платона является "Государство". Он описывает политическую утопию,противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Политические взгляды Платона отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей (дуализм). Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её.