Особенности философии софистов
Вопрос. Второй период античной философии.
Расцвет античной философии приходится на 5 – 4 века до н. э., т. е. на классический период.
Этот период также называют афинским, т. к. он связан с именами 3 афинских мыслителей – Сократа, Платона, Аристотеля. Совокупность их учений вошла в историю как Афинская школа.
Главной особенностью этого периода стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики с натурфилософских проблем на антропологические и гносеологические.
Антропологическую проблему впервые выдвинули софисты (от греческого sophistes – мудрец, знаток, искусник). Софисты первыми стали брать деньги за обучение красноречию и мудрости. Они были первыми философами профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий.
1. Критическое отношение к окружающей действительности.
2. Неприятие опыта прежних цивилизаций.
3. Отрицание старых норм, законов, привычек.
4. Субъективизм в оценках.
5. Принцип логики в практике и процессе познания.
Главной заслугой софистов является их критический анализ действительности, просветительский характер их деятельности. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные убеждения. “О всякой вещи есть два прямо противоположных мнения”, – говорили они. Критерий (мерило) истинности находится в самом человеке: “Человек – мера всех вещей” (Протагор).
Человек – главный объект философского поиска для Сократа (470 –469 – 399 гг. до н. э.), сына скульптора Сафроникса и повивальной бабки Финареты. Сократ был слушателем Анаксагора, софистов. Некоторое время также как отец работал скульптором. Одетые хариты на Акрополе – его работа. У софистов научился искусной речи и способности убеждать слушателей. За это его часто били, таскали за волосы. Однажды, получив пинок, стерпел, сказав: “Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?” Все время жил в Афинах, не стремился к путешествиям. Занимался телесными упражнениями, любил танцевать, говоря, что это полезно для здоровья. Отличился во время Греко-персидских войн, спас Ксенофонта, ставшего впоследствии его учеником. На поле битвы, отступая, не бежал, а спокойно отражал нападение. Был тверд в убеждениях, обладал независимым характером, достоинством, несмотря на свою бедность. Не отрицал богатство, не впадал в аскезу, но часто говорил: “Сколько в мире вещей, без которых можно прожить” или: “Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть”.
Обладал ДЕМОНИЕМ – внутренним голосом, прослыл провидцем. На вопрос в чем добродетель юноши ответил: “Ничего сверх меры”. Пифия на вопрос Херефонта, кто мудрее всех, указала на Сократа. Он не оставил письменного изложения своих мыслей, но о нем писали его современники (Аристофан "Облака") и ученики Ксенофонт, Платон.
Сократ считал, что есть только одно благо – знание одно зло – невежество. При этом он подчеркивал относительность наших знаний о мире: "Я знаю то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого". Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, который он назвал ДИАЛЕКТИКОЙ. Диалектика (искусство ведения споров, разговоров) делится им на 2 части: иронию и майевтику (повивальное искусство). Задача иронии – показать относительность наших знаний. Задача майевтики – совместный поиск истины.
Главное в его учении – это тема человека и его самопознания. Изречение “Познай самого себя”, начертанное на фронтоне Дельфийского храма, стало его девизом. Таким образом, мы видим, что Сократ совершает поворот античной философии от онтологических проблем и поисков их решения к антропологическим.
Говоря о душечеловека, философ указывал на то, что она есть способность к сомоосознанию. Тело – это инструмент, а кто им руководит? Душа. Главное в ней – разум, противостоящий страстям, аффекту. Разум – это способность логически мыслить. Разум – источник самообладания, который дает власть над чувством, а значит – свободу.
Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части: