Философские представления Фалеса.

Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.

Вопрос. Периодизация античной философии.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима 7 века до н. э. – 3 века до н. э.

Она считается основой европейской цивилизации. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

1. 7 –5 века до н. э. – доклассический или натурфилософский период.

2. 5 – 4 века до н. э. – классический период.

3. 4 - век до н. э. – эллинистический период.

Доклассическая философия (натурфилософия) – 7 –5 века до н.э. Этот период называют также досократическим. В этот период центрами философского знания являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Первые греческие философы досократики: Фалес (ок. 625 – 547 гг. до н. э. ), Анаксимандр(611 – 545 гг. до н. э.), Анаксимен(6 век до н.э.), Гераклит (ок. 544 – ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор(576 –496 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 371 гг. дон. э.) были также математиками, механиками.

Главный вопрос этого периода – это вопрос о первоначале мира. Его впервые сформулировали философы Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес – основатель Милетской школы(625 – 547 гг. до н. э.), коренной милетец, один из 7 мудрецов, был скромным и мудрым. Однажды рыбаки выловили в море золотой треножник, который они приняли за дар Посейдона. Они долго гадали, что с ним делать, пока не обратились к дельфийскому оракулу, который провозгласил: “Отдайте треножник самому мудрому”. Треножник отдали Фалесу, он же, не считая себя мудрым, отдал его другому, но в конце концов треножник вернулся к Фалесу, что говорит о признании его заслуг народом.

Именно он впервые:

1. Доказал, что диаметр делит круг пополам.

2. Сформулировал мысль о том, что в равнобедренном треугольнике углы равны при основании.

3. Занялся астрономией. Он предсказал затмение 28 мая 585 года до н.э.

4. Измерил высоту египетских пирамид.

5. Сформулировал вопрос о первооснове.

Однажды Фалеса спросили: ”Чем отличается жизнь от смерти?” ”Ничем”, – ответил философ. ”Почему же ты живешь?” ”Потому, что нет никакой разницы”, – ответил мудрец.

1. Первоначалом всего является вода. Все произошло из воды и без нее ничего не может существовать (”Океан – всем прародитель”). Эта мысль очень важна, т.к. получается, что мир обладает целостностью, единством.

2. Бог – это то, у чего нет ни начала, ни конца. Бог – это ум Космоса. Вселенная одушевлена, полна божеств (гилозоизм;см. “Розу мира” Даниила Андреева).

3. Душа есть и у неживых объектов.

Но вспомним: ”На всякого мудреца довольно простоты”. Однажды старуха – служанка вывела Фалеса на прогулку, чтобы он мог созерцать звезды. Заглядевшись на них, мудрец упал в яму. В ответ на его стенания старуха сказала: ”Эх, ты, Фалес! не в силах увидеть того, что у тебя под ногами, а думаешь познать то, что на небе?”

Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания от жары, жажды и старческой слабости.

Его родственник и ученик Анаксимандр(610 – 550 гг. до н. э.) тоже милетец, не менее славен:

1. Первым стал употреблять термин АРХЕ – первоначало.

2.Ввел в употребление термин закон, переведя его из юридической плоскости на природу.

3. Первым в Греции начертил географическую карту, изготовил глобус, изобрел астрономические инструменты.

4. Предупредил о землетрясении спартанцев, предотвратив тем самым большие жертвы среди населения полиса.

5. Ввел в употребление солнечные часы в Спарте (вертикальный стержень гномон и циферблат). Сегодня самые большие в мире часы находятся в Испании в Мадриде.

Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”О природе”:

1. Первооснова мира – АПЕЙРОН, нечто абстрактное (дословно – "беспредельное").

2. Апейрон находится в постоянном движении, порождая природные стихии, а они, в свою очередь, порождают все явления мира. Со временем все они разрушаются.

3. Пытаясь объяснить происхождение человека, Анаксимандр выдвигает эволюционную идею: человек произошел от рыбы.

4. Испытывал влияние иранской мифологии. Считал, что ближе всего к Земле звезды, затем Луна, затем Солнце. Расстояние между небесными телами равны. Душа праведника поднимается к трону верховного бога Ахура – Мазды, а небесные светила – это станции на пути к верховному богу, который пребывает в царстве “безначального света”.

Третьим представителем Милетской школы является Анаксимен (6 век до н. э.). Первоосновой мира он считал воздух. Душа человека также состоит из воздуха. Мир произошел из разряжения (огонь) и сгущения (вола, земля) воздуха. Звезды, по его мнению, состоят из огня. Мы не ощущаем тепло, т. к. они находятся на большом расстоянии.

Выдающимся философом древности является Пифагор (576 – 496 гг. до н. э.). Пифагор означает “убеждающий речью”. Никто и никогда не видел его плачущим. Говорили, что он преодолел все страсти. Именно он впервые назвал себя философом (любящим мудрость), ибо настоящей мудростью могут обладать только боги. Он был сыном Мнесарха, крупного торговца. Родился на Самосе, много путешествовал с отцом. Отличался неукротимой жаждой знаний, был учеником Анаксимандра, затем 22 года учился в Египте у жреца Ониуфиса, который разглядел в нем незаурядную личность. Пифагор испытал влияние зороастризма. Эта религия содержит идею единого Бога, вечно существующего творца. Акт творения сопровождался появлениям 2 первичных начал – добра и зла – основных противоположностей бытия. В момент смерти душа переходит в нематериальное состояние. Ее судят за грехи при жизни, а затем она попадает в рай или ад. По истечению времени глобальная катастрофа охватывает нематериальный мир, из огня живыми вы ходят праведники. Именно тогда люди станут праведными и совершенными. Основатель зороастризма был убит жрецами кинжалом ( книга Э. Шюре “Великие посвященные”).

По возвращению в Грецию Пифагор основал философскую школу в Кротоне (“Великая Греция”). Он не оставил нам письменного учения, но после первой же лекции приобрел 20000 учеников, которые вместе с женами и детьми образовали общину. Пропагандируя равенство всех свободных людей, Пифагор принимал в школу и мужчин, и женщин. Утро начиналось с музицирования. Пифагор обладал необыкновенно красивым голосом, великолепно играл на лире. Затем он гулял и разговаривал с учениками. Испытуемые проходили многочисленные испытания. Только лучшие из них допускались во внутренний круг школы (эзотерра), где получали сокровенное знание от самого Пифагора. Богач Килон не прошел этого испытания и был выведен за пределы школы. Он затаил обиду на Пифагора и решил расправиться с ним и его учениками. Во время поездки Пифагора на Делос Килон, подговорив несколько граждан города, поджег здание школы. Спаслись только двое. Самого Пифагора выследили и убили кинжалом, нанеся многочисленные раны.