Вопрос. Особенности античности.

 

На примере философии Древнего Востока мы видим, что скачок в материальном производстве привел к появлению определенной прослойки людей, привилегией которых стала мыслительная деятельность. Уже древние жрецы имели определенные знания о мире и человеке. Но этими знаниями обладала узкая группа людей – “посвященные”. Эти знания были вплетены в мифологические, религиозные представления, в мистику. На Востоке эти знания играли подчиненную роль по отношению к мистике.

Западная цивилизация дала толчок развитию интеллекта в другом направлении – “расколдовывания мира”. Возникает философия, которая развивается в сторону большей независимости от религии. Хотя философия разлагала миф, но первые европейские философы не свободны от мифологических представлений о мире и человеке. Сказочные элементы здесь сочетаются с гениальными прозрениями научного толка.

Чтобы понять специфику греческой философии, обратимся к особенностям античности, данными Шаповаловым Виктором Федоровичем.

1. Символизм античного мировоззрения. Аристотель отмечал: “Душа никогда не мыслит без образа”. Символы греческой мифологии скрывают знания во многих областях (медицине, географии истории и т. д.).

2. Космос – одно из центральных понятий греческой философии (дословно – “порядок”). Космос противостоит хаосу, который враждебен человеку. Космос понимается как вечно живое тело, которое дышит, сжимается, расширяется. Различные стихии – это степени сгущения пространства.

3. У греков отношение к миру не догматическое, не научное, а эстетическое. В Греции высоко ценились стремление к созданию красоты, гармонии, поэтому греки так высоко ставили мастерство, приравнивая его к мудрости (мудрыми оказывались полководцы, врачи, возницы, спортсмены, т. е. все те, кто добился мастерства в своем ремесле).

4. Философия имела непосредственное отношение к мудрости. Этим определялся ее высокий статус. Философия – это любовь к мастерству, к оформлению и упорядочиванию мира, распознаванию его устройства. Философский подход – это логический подход к исследуемому предмету.

5. У греков высоко ценилось понимание и следование мере”Мера – лучшая из вещей”, говорили они. Аристотель высоко ценил меру: ”Добродетель есть род умеренности, удерживающая нас от ошибок, к которым ведут страсти”. Умеренность – свидетельство силы разума. У Платона мы находим миф о крылатой колеснице, где возница – разум, а плебейские кони – страсти, которые надо обуздывать.

6. Из идеи меры, обуздывания страстей вырастает понятие цивилизованности. Именно умение управлять своими страстями, умеренность – отличительная черта цивилизованного человека в отличие от варвара.

7. Греческой модели цивилизации присуще статуарность с ее ориентацией на самосохранение, а не на саморазвитие. Именно это свойство, в конечном счете, способствовало угасанию античности (Лосев А.Ф.).