Часть 1. История философии.
Раздел 2. 3. Философия общества.
Раздел 2. 2. Философия человека
Раздел 2. 1.Философское учение о бытии.
Понятие бытия в истории философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное. Формы бытия. Понятие субстанции в философии. Материя: сущность, атрибуты, виды, формы и способ существования. Пространство и время. Движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Религиозная, философская и научная картины мира.
Мир как целое. Диалектика – учение о всеобщей универсальной связи и развитии. Структура диалектики. Принципы, категории, законы диалектики.
Итогом изучения раздела 2.1. должно стать:
1. Знание понятия и форм бытия;
2. Знание отличия категорий бытие, существование, сущность;
3. Знаниепонятия, видов, атрибутов материи;
4. Знаниесущности диалектики, её структуры, её оппозиции метафизике.
5. Знаниепонятийного аппарата по теме;
6. Умениеобъяснить основные философские закономерности природы и общества, причины их изменчивости;
7. Умение анализировать значение религии в обществе.
Основная проблематика философской антропологии. Проблема личности в философии. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. Концепции происхождения человека. Человек и природа.
Человек, индивид, личность. Черты личности. Особенности становления личности. Проблема смысла жизни, свободы и ответственности, свободы и необходимости. Человек и общество. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности человека.
Религиозные ценности человека. Эстетические ценности человека.
Сознание: сущность, структура, формы. Сознание и самосознание. Сознание, реальность, язык, бессознательное.
Основные проблемы гносеологии. Сущность, уровни, формы, виды познания.
Самостоятельная работа студентов.*
Особенности научного и вненаучного познания. *
Понятие, виды, критерии истины.* Принципы и методы научного познания*. Критерии научности.* Роль практики в познании.* Рост научного знания и научные революции.*
Итогом изучения раздела 2.2. должно стать:
1. Знаниекруга проблем философской антропологии; знаниеконцепций антропогенеза;
2. Знаниеосновных аспектов сущности человека;
3. Знаниепонятийного аппарата по теме;
4. Знание сущности человека, смысла его жизни;
5. Знание соотношениясвободы и ответственности, свободы и необходимости.
Понятие и проблемы социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Формационная и цивилизационная модели развития общества. Государство и гражданское общество. Черты правового государства.
Самостоятельная работа студентов.*
Культура и цивилизация.* Формы, виды культуры. Человек и культура.* Значение культуры*. Культура и антикультура*. Понятие и типология цивилизаций.* Перспективы межцивилизационного диалога*. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, типологизация, пути решения.*
Итогом изучения раздела 2.3. должно стать:
1. Знаниекруга проблем социальной философии;
2. Знание структуры общества, значения и взаимосвязи различных сфер жизни общества;
3. Знание различий понятий культура и цивилизация, отдельных концепций культуры и цивилизации;
4. Знание глобальных проблем современности
5. Знаниепонятийного аппарата по теме;
6. Умение анализировать феномены социальной жизни общества;
7. Умениеобъяснять значение духовной культуры для человека и общества;
8. Умениеанализировать пути преодоления глобальных проблем современности;
9. Умениевыявлять позитивные и негативные тенденции в развитии современного общества.
Лекции по дисциплине "Основы философии".
Раздел 1. Введение в курс "Основы философии".
Лекция 1: "Философия, её роль в жизни человека".