Часть 2. Теория философии.
Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
Раздел 1. 5. Философия Нового Времени. Современная западная философия.
Гносеологическая направленность философии Нового времени. Вопрос о методе как главный вопрос философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм — основные направления философии Нового Времени.
Индукция и дедукция. Ф. Бэкон и развитие экспериментального метода в философии. Р. Декарт: принцип методического сомнения, поиск рационального порядка.
Самостоятельная работа студентов*.
Идеи Д. Локка, Дж. Беркли как продолжение эмпирической линии в философии Нового времени*.
Р. Декарт: принцип методического сомнения, поиск рационального порядка.
Самостоятельная работа студентов*.
Развитие рационалистической традиции в философии Ф. Лейбница*. Философия французского просвещения*(Ф. М. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах*.
Немецкая классическая философия. И Кант как основоположник классической немецкой философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Коперниканский переворот в философии. Гносеологические идеи И. Канта ("Критика чистого разума"). Априорное и апостериорное знание. Аналитические и синтетические суждения. Агностицизм кантовской философии.Пределы познания.
Самостоятельная работа студентов*.
Этика И. Канта ("Критика практического разума").*Категорический императив как имманентно присущий человеку нравственный закон. Эстетические идеи И. Канта. Значение кантовской философии на последующее развитие философского знания.*
Философская система Г. Гегеля. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Идея развития "объективного духа". Диалектика Г. Гегеля. Противоречивость гегелевской философии.
Самостоятельная работа студентов.*
Материализм Л. Фейербаха*. Антропологический принцип философии*. Человек человеку — Бог. Марксистская традиция в философии*. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса*. Судьба марксизма в России*.
Иррационалистическая философия как реакция на рационалистическую традицию в философии. Философия А. Шопенгауэра.
Самостоятельная работа студентов*.
Учение о воле. Ф. Ницше и его идея сверхчеловека.*
Современная западная философия. Кризис европейской культуры. Позитивизм и неопозитивизм. Периодизация развития позитивизма (первый, второй, третий позитивизм и его представители).
З. Фрейд: теория и практика психоанализа. Развитие психоанализа К.Г. Юнгом, А. Адлером, Э. Фроммом.
Идеи С. Кьеркегора. Этапы развития личности и общества. Экзистенциализм и проблема отчуждения личности в обществе. Проблема свободы в экзистенциализме.
Самостоятельная работа студентов.*
Феноменология Э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.*
Итогом изучения раздела 1. 5. должно стать:
1. Знаниеособенностей классической философии.
2. Знаниеосновных этапов и тенденций развития философии в новое и новейшее время;
3. Знание основных представителей философии эпохи, их идей;
4. Знание понятийного аппарата по теме;
5. Умение оценивать историческую роль философских учений в обществе;
6. Умение выявлять и анализировать социально значимые, прогрессивные идеи и учения представителей философской мысли этого периода.
От язычества к христианству. Три направления русской философии. Особенности русской философии. Различные подходы к периодизации русской философии. Становление русской философии. XIX век — "золотой век" русской философии. П. Я. Чаадаев и российская общественная жизнь. Западники и славянофилы. Н. Данилевский: теория культурно – исторических типов.* Русская религиозная философия. философия всеединства В. Соловьева. Бог как олицетворение всеединства. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. Тема свободы и творчества в философии Н. Бердяева. Вынужденная эмиграция.
Самостоятельная работа студентов.*
Русская философия XX века.* Развитие философии в советский период.*
Итогом изучения раздела 1. 6. должно стать:
1. Знаниеосновных этапов, тем, представителей русской философии, их идей;
2. Знаниеособенностей русской философии;
3. Знание понятийного аппарата по теме;
4. Умениесоотносить идеи отечественной и зарубежной философии;
5. Умение осмысливать значение идей русской религиозной философии для общественной жизни России XiX – XX веков.