Часть 1. История философии.

Содержание учебной дисциплины

Пояснительная записка.

Преподавателя Цаголовой И. К.

Формы обучения

Курс лекций по дисциплине

"Основы философии"

для студентов дневной

по всем специальностям:

 

Философия - обязательный курс во всех учебных заведениях СПО нашей страны. Это не случайно, хотя иногда студенты задаются вопросом: "Зачем мне, менеджеру (банкиру, экономисту, программисту, юристу, специалисту по рекламе, специалисту в сфере туризма и т. д.), забивать голову философскими премудростями?". Такой вопрос продиктован отчасти ущербным пониманием себя как узкопрофильного специалиста, когда внутренний мир человека не берётся в расчёт, а человек воспринимает себя как функцию, винтик огромного рыночного механизма, где самое важное – дороже, выгоднее продать себя.

Однако система образования призвана оринтировать студента не только на формирование профессиональных компетенций,но и на взращивание в человеке личностного начала. Личность же немыслима без рациональной рефлексии. Философия даёт студентам знания по важнейшим вопросам, волновавшим человечество и отдельного человека, обучает правилам логического мышления, формирует и коррелирует мировоззрение, заставляет задуматься над глубинным смыслом бытия и, в конечном счёте, гармонизировать внутреннего и внешнего человека в себе самом.

Данный "Курс лекций" подготовлен в соответствии с требованием государственных образовательных стандартов СПО для студентов очной формы обучения. В настоящее время всё большее значение приобретает самостоятельный компонентв обучении. Поэтому "Курс лекций" – это основание для самостоятельных трудов студентов. Он является составной частью УМК (учебно-методического комплекта) по дисциплине наряду с "Практикумом по "Основам философии" для самостоятельной работы студентов очной формы обучения". Курс лекций в доступной форме даёт студенту представление о наиболее значимых вехах философского знания. Практикум содержит материал для самостоятельной работы студентовв виде различного вида заданий для самопроверки уровня подготовленности студентов по каждой теме.

Структура "Курса лекций" позволяет:

1. Знать содержание учебной дисциплины "Основы философии", требования к знаниям и умениям по курсу;

2. Получить необходимую для осмысления темы структурированную информацию;

3. Ознакомиться в первом приближении к понятийному аппарату философии, к вопросам для самостоятельной работы;

4. Ознакомиться со списком обязательной и рекомендуемой литературы по каждой теме;

 

В целом, "Курс лекций" ориентирует студента на качественное усвоение программного материала.

В данном курсе студенту предоставляется возможность получить исходную информацию не только по текущим лекциям, но отчасти и по темам самостоятельных занятий.

Сопряжённая информация для семинаров и задания для самостоятельной работы студентов содержатся в "Практикуме".

 

"Основы философии".

Раздел 1. 1. Введение в курс "Основы философии".

Мировоззрение: понятие, структура, основные типы. философия и мировоззрение. Философия как рациональная форма мировоззрения. Предмет и задачи философии. Функции философии. Разделы философского знания. Место философии в системе научного знания. философия как свободная теоретическая рефлексия, как мироощущение, как эстетическое отношение к действительности.

Самостоятельная работа студентов (смотри: Цаголова И. К. Практикум по дисциплине "Основы философии" для студентов очной формы обучения).*

Практическая ценность философии.* Типы философского знания.* Основной вопрос философии: сущность, стороны, решения.* Основные направления в философии. Основные методы философии.*

Итогом изучения раздела 1.1. должно стать:

1. Знание особенностей исторических типов мировоззрения, их преемственности и соотношение;

2. Знаниеособенностей философского знания, его универсального характера;

3. Знание предмета, задач, разделов, функций философии;

4. Знание сущности основного вопроса философии, его сторон, его решенияразными философскими направлениями;

5. Знание философского круга проблем; основных направлений и методов философии;

6. Знание понятийного аппарата по теме;

7. Умение объяснять преимущества философского типа мировоззрения; определять место философии в духовной культуре общества;

8. Умениеанализировать, сравнивать различные философские концепции, выявлять их значимость.