Polities – политика
Public – общественное мнение
Promotion – продвижение
Place – место
Price – цена
Product – продукт
Использование базового понятия «комплекс маркетинга» дает необходимую четкость в определении задач мерчендайзинга:
Составляющая комплекса маркетинга | Задачи мерчендайзингага |
Товар | Принятие решения о торговом ассортименте (адаптация, ассортимента к потребностям), методах представления, размещения и выкладки товаров в торговой точке. Совершенствование дизайна упаковки товаров для увеличения продаж. Обеспечение гарантией качества предлагаемых товаров. |
Цена | Совершенствование ценовой стратегии, осуществление гибкой ценовой политики и условий закупок для магазинов. Улучшение производителем логистического сервиса для магазинов |
Место | Создание неповторимой атмосферы магазина, использование комбинации средств архитектуры, дизайна и сенсорной стимуляции. Совершенствование планировки магазина, расположение отделов и различных групп товаров для создания максимальной привлекательности для покупателя. Эффективное использование знаков и указателей. |
Продвижение | Совершенствование видов и способов применения рекламы и информации в местах продаж. Подготовка и размещение рекламных материалов, которые содержат информацию о товарах непосредственно в месте, где покупатель осуществляет выбор и предпокупочную оценку вариантов Консультирование по основным свойствам и преимуществам товаров и специфике обслуживания в торговой точке. Заверение покупателей в высоком качестве предлагаемых товаров. Деятельность по популяризации конкретных товаров в магазине и участие розничного торговца в формировании спроса. (Примечание: задачи магазина частично совпадают с таким инструментом продвижения, как специальные акции в местах продаж: демонстрации, дегустации и осуществлением эффективной деятельности торгового аппарата производителя) |
С помощью мерчендайзинга можно облегчить покупателю поиск и выбор необходимого товара, превратить процесс выбора и покупки в увлекательное занятие. Статистика свидетельствует: покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчендайзинг продукции безупречен.
Базовые стратегии продвижения товаров и рекламы применительно к рекламному торговцу.
Стратегия вытягивания (pull strategy) – это деятельность по продвижению, направленная на конечного потребителя, который начинает требовать товар от представителей распределительной системы, вынуждая их обратиться к производителю («Спрашивайте в аптеках вашего города»).
Стратегия выталкивания (push strategy) – это деятельность по продвижению, направленная на представителей торговца, для того, чтобы они довели продукт до конечного потребителя. Применение этой стратегии проявляется в стремлении заинтересовать рекламного торговца, снабдить его информацией: об основных преимуществах товаров, насытить магазин рекламой, самостоятельно осуществлять и совершенствовать выкладку. Реклама производителя в данном случае нацелена на представителей каналов распределения и торговых представителей (как своих, так и посредника).
Общие цели продвижения производителем товаров для розничных торговцев:
-стимулирование торговой поддержки (ценообразование, завоевание и удержание производителем лучших мест в торговом зале);
-манипулирование уровнем запасов розничных торговцев;
-распространение товаров в новых для данного производителя регионах или в не привлекающихся ранее типах и категориях магазинов;
-достижение высокого уровня привлекательности собственных товаров среди людей, которые осуществляют продажу конечным покупателям.
Наиболее эффективной признана комбинированная стратегия, сочетающая 1) и 2), но именно со 2) сейчас традиционно связывается деятельность производителей по мерчандайзингу.
Для осуществления продуктивного сотрудничества ему необходимо, чтобы большинство производителей предпринимали усилия к улучшению качества своих товаров, используя «кайзен» стратегию – технологию постоянных улучшений – или кардинальные изменения. И основной фон товаров должен быть более-менее равным, чтобы избежать попыток диктата со стороны сильных, хорошо раскрученных ТМ.
Цели мерчендайзинга:
-увеличить объем продаж;
-создать конкурентное преимущество магазина и отдельных ТМ;
-сформировать приверженность к магазину и отдельным ТМ, увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых;
-эффективно представить товары на рынке;
-привлечь внимание покупателей к ТМ, обращать внимание на новые продукты и специальные предложения;
-закрепить в сознании покупателей отличительные черты марок;
-обеспечить покупателей необходимой информацией;
-влиять на поведение покупателей, соблюдая социальную законность и этическую чуткость;
-повысить уровень принятия решений покупателем непосредственно в магазине, увеличить время пребывания в магазине и число покупок.
Мерчендайзинг – это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических приемов, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку.
Различия в целях мерчендайзинга поставщика и розничного торговца
Дружба дружбой, а