Рыночные позиции предприятия
IV. Потенциал фирмы.
Каждый из перечисленных ниже факторов (п.1,2 и т.д.) оценивается исходя из десятибалльной шкалы с учетом удельного веса рассматриваемого критерия, показывающего его значимость. Суммарный удельный вес критериев составляет 15 и, соответственно, максимальная оценка потенциала предприятия составляет 150 баллов.
1. Потенциал продукции:
· современные и ожидаемые требования и предложения рынка для выпускаемой и потенциальной продукции;
· степень решения проблем предприятия с помощью выпускаемой или потенциальной продукции.
Итог: освоение рынка продукцией (удельный вес - 2)
2. Исследовательский и инновационный потенциал предприятия:
· технические требования рынка, необходимые для решения современных и будущих проблем;
· способность предприятия решать проблемы сбыта на рынке;
· способность предприятия защитить патенты и "ноу-хау", являющиеся его собственностью.
Итог: исследовательский потенциал, ориентированный на рынок (уд.вес - 1)
3. Производственный потенциал:
· требования рынка к изготовлению, стоимости, качеству продукции, производственной мощности и т.д.);
· возможность предприятия соответствовать этим требованиям.
Итог: рыночно-ориентированный производственный потенциал (уд.вес - 1)
4. Маркетинговый потенциал:
· потенциал предложения предприятием продукции:
· возможности модификации продукции, способности варьирования ее ассортимента, наличие сервисного обслуживания и т.д. (уд.вес - 0,5);
· потенциал ценовой политики (способность варьировать цены, возможность предложения рыночно-ориентированной в смысле цен продукции)(уд.вес - 0,5);
· распределительный потенциал:
· сбытовой потенциал (способность отслеживать требования локальных рынков сбыта; использовать ориентированные на сегменты рынка пути сбыта; достижения мощностей, ориентированных на сегменты рынка, в том числе создание и ликвидация соответствующих подразделений, наличие средств сбора информации о динамике спроса и служб для работы с клиентами)(уд.вес - 1);
· способность насыщения рынка (маркетинго-логистический потенциал)(уд.вес - 0,5);
5. Коммуникационно-политический потенциал:
· потенциал внутрифирменной идентичности (степень согласованности интересов на фирме);
· рекламный потенциал;
· потенциал фирмы по работе с общественностью;
· потенциал ликвидации дебиторских задолженностей.
Итог: коммуникационно-политический потенциал (уд.вес - 0,5)
· доля на рынке (уд.вес - 4);
· объем продаж или товарооборот (уд.вес - 0,5);
· относительная ситуация с ценами (уд.вес - 0,5).