Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах

 

Для решения различных воспитательных задач используются разнообразные средства, методы и приемы воспитания.

Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о методах воспитания.

«Метод» в буквальном переводе означает, способ, путь познания объективной действительности.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. А.С. Макаренко называет методы воспитания инструментом тонкого прикосновения к личности.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они выступают как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической ра­боты (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Различие между средствами и методами воспитания состоит в том, что средства воспитания могут оказывать воспитывающее воздействие без активной роли педагога. Так, прочитанная книга, просмотренный кинофильм оказывают воспитательное воздействие своим содержанием. Методы воспитания предполагают активное взаимодействие, деятельность педагога, общение воспитателя и воспитанника для решения педагогических задач.

В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой методов воспитания, которая поможет решить конкретную воспитательную задачу. Выстроенная по определенному признаку система методов – это классификация методов. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателей и воспитанников).

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, приме­нимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой Г.И. Щукина выделяет три группы методов воспитания:

· методы формирования сознания личности;

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

· методы стимулирования поведения и деятельности.

В данную классификацию ученые добавляют также

û методы оценки и самооценки;

û методы самовоспитания.

Перечислим конкретные методы из каждой группы: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, убеждение); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и пр.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (беседа, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

Рассмотрим некоторые общие методы воспитания.

Методы формирования сознания личности выступают как методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, убеждений, суждений, оценок. Выделенная группа методов решает следующие воспитательные задачи: формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей; выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам и отношениям; формирования адекватной самооценки и т.п. Эффективность данных методов определяется опорой на положительный опыт школьников, на практическую коллективную деятельность; созданием эмоционального подкрепления; активизацией восприятия (активное включение школьников в обсуждение, приведение примеров, приведение примеров из жизни и литературных произведений); авторитетностью воспитателя; учетом уровня воспитанности учащихся; коммуникативными способностями педагога.

Например, такой метод из данной группы, как убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Если проанализировать доминирующие в этом процессе действия воспитателя, то очевидно, что, прежде всего, это живое слово учителя. Источниками информация могут быть книги, журналы, телепередачи и пр. По мере выработки личного отношения к ней, информация оказывает воспитательное воздействие на учащихся. При этом очевидно она должна также формировать и положительные нравственно ценные эмоции (Ю.К. Бабанский). Однако степень убедительности зависит не только от содержания информации, но и способа передачи. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Обсуждение самых разнообразных вопросов жизни – один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Оно позволяет выработать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям, проблемам трудовых, нравственных, эстетических, организационных отношений. Как прием убеждения может использоваться проявление сочувствия. Как способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживаний ребенком постигших его неудач или неприятностей. Предостережение как прием убеждения есть способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков и даже правонарушений.

Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения – это пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Среди условий эффективности данной группы методов Коджаспирова Г.М. называет постановку цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; выполнение деятельности на основе образца; организация активной самостоятельной позиции, опора на общественное мнение и успех. Традиционным методом из этой группы является требование (условие или правило, обязательное для выполнения), которое может быть как прямым (приказ, запрет, указание), так и косвенным (совет, доверие, недоверие, просьба, намек, условие, осуждение). Для требования характерны определенность, императивность, точность, конкретность, понятные формулировки.

Методы стимулирования деятельности и поведения предполагают воздействие на мотивационную сферу личности, они направлены на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. Неоднозначно оцениваются в педагогической теории и практике такие методы из данной группы как поощрение и наказание. Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими стараний и усилий личности. Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Виды поощрений – одобрение, похвала, благодарность, награждение, предоставление, почетных прав, материальное вознаграждение. Виды наказаний – замечание, неодобрение, порицание, выговор, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания. В воспитательной практике метод поощрения дает гораздо большие результаты, чем наказание («Похвала возвышает душу» М.Ф. Квинтилиан). Используя поощрение и наказание, необходимо учитывать мотив действия, малые меры положительной оценки (не «перехвалить»), тщательная дозировка и осторожность, сравнение ребенка с самим собой, использование метода «естественных последствий». Поощрение эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение и детям, и взрослым. Оно не воспринимается и даже унижает, если при вручении подарка, например, подчеркивается, что награда не совсем заслужена и ожидается ответная благодарность. Постоянные поощрения за одни и те же поступки также перестают вызывать у ребенка положительный эффект, поэтому в поощрении всегда должен быть эффект неожиданности, сюрприза.

Как показывает практика, для ребенка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважительное отношение к его деятельности. Педагогической цели достигает заслуженное поощрение, вызывающее у ребенка желание выполнить работу еще лучше. В воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансирование поощрения, когда поощряется еще не сам по ступок, а его мотивы или начатое дело, чтобы стимулировать желание ребенка выполнить общественно полезную работу, поверить в сои силы.

Общие причины (условия, факторы) определяющие выбор методов воспитания:

· Цели и задачи воспитания.

· Содержание воспитания.

· Возрастные особенности воспитанников.

· Уровень сформированности коллектива.

· Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

· Условия воспитания.

· Средства воспитания.

· Уровень педагогической квалификации.

· Время воспитания.

· Ожидаемые последствия.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. На каком-тоопределенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

 

 

Вопросы и задания

1. Что такое средства, методы и приемы воспитания?

2. Назовите основные средства, методы и приемы воспитания.

3. В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие?

4. Раскройте содержание отдельных методов воспитания.

5. Дайте обоснованную оценку применению в практике начальной школы таких методов воспитания как поощрение и наказание.

6. Назовите общие причины (условия, факторы) определяющие выбор методов воспитания:

 

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Любую форму воспитательной работы, согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры.Первые и вторые, по ее мнению, различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Так, согласно определению Н.Е. Щурковой, воспитательное мероприятие – это отдельный единичный акт педагогического инициирования физической и духовной активности детей путем организации и проведения группового дела, содержание которого имеет социально-ценностный характер и в ходе протекания дела, благодаря ценностному содержанию, обретает личностный смысл для каждого ребенка. При этом необходимо отметить, что воспитательное мероприятие – это всегда «групповое дело» (группа что-то «делает»: поет, пьет чай, моет пол, читает стихи, слушает гостя, размышляет над вопросами жизни), поэтому тот, кому не по душе методический термин «воспитательное мероприятие», может использовать другой термин «групповое дело».

Дело – общая работа, важные события, осуществляемы и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Предложение рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру также не вызывает возражений. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры (воображаемая ситуация, роли, правила). Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад, продуктивная инновационная игра немыслимы без игровых атрибутов.

С. Д. Поляков, опираясь, на подход к классификации форм совместной деятельности Л.И. Уманского, выдвигает в качестве основания для их типологии характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» -каждая группа (или школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместная деятельность группы школьников (или отдельных участников), совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» -соревнование между группами (отдельными школьниками), с использованием, например взаимообмена заданиями (классический пример - КВН).

«Хеппинг» -одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без целей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

По степени сложности ученые выделяют простые и составные формы воспитания. К простым формам относятся беседы, экскурсии, рассказы и т. д. К составным формам воспитания ученые относят уроки-конференции, уроки-КВН и т. д. Комплексные формы сочетают в себе простые и составные. К ним относятся дни открытых дверей, недели и т. д. Кооперативные формы характеризуются распределением функций между участниками.

Также все формы можно разделить на индивидуальные, групповые, коллективные (субботники, смотры).

Интересным представляется разделение форм воспитания на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся классный час, так как он характеризуется закрепленным положением в распределении рабочего дня, беседы, экскурсии, КВН и другие. Нетрадиционных форм ученые выделяют более 200 видов. Многие из них представлены в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел»: «ринги», «конверты», «качели» и многие другие.

Л. В. Байбородова и М .И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат). Предложенный ими подход можно представить в виде таблицы:

 

Количественный показатель Качественный показатель
по времени по количеству участников субъект организации по результату
Кратковременные Парные Педагоги Информационный обмен
Продолжительные Групповые Совместно педагоги и дети Выработка общего решения
Традиционные Массовые Дети Общественно значимый продукт

 

Наибольший интерес представляют кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, причем такие, где субъект организации может быть любым, как и предполагаемый результат.

Далее более подробно предлагается характеристика воспитательных дел, как форма наиболее часто встречаемая в практике школьной жизни.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравст­венного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из об­щих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Осмысление задач ВД — необходимое условие его эффек­тивности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность — первый враг воспитательных дел. Присматри­вайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максималь­но использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проекти­руя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафа­ретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие де­ла воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение неже­лательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно по­могло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружаю­щей действительности, — в этом один из важнейших путей повы­шения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).

Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовлен­ности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.

По главным целям и назначениювыделяются воспитательные де­ла: этические, социально ориентированные, эстетические, познава­тельные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела — комплексная.

Социально ориентированные воспитательные дела. Их главная цель — формирование у школьников системы социальных отноше­ний: к обществу, закону, органам государственной власти, правопо­рядка и т. д. Стержневое качество, воспитываемое в таких ВД, — дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину — осознанную необходимость — соверша­ется постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и от­ражает сознательное выполнение общественных норм и правил по­ведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сло­жившимся образом мыслей и действий. Благодаря такому отноше­нию ребенок находит верную линию поведения в различных ситуа­циях.

Воспитание дисциплинированности согласуется, прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, мораль­ные принципы общества, с другой — специфику работы школы.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников при­нято называть распорядком. Распорядок дня — это постоянно теку­щее ВД. Выполнение его требований — одно из основных условий эффективного воспитания: распорядок быстро вырабатывает ус­тойчивые привычки личности. Воспитанники привыкают к правиль­ному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем рабо­ты, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Этические воспитательные дела. Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям обществен­ной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) форми­рование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравст­венных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что воз­никла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь не­допустимо. Сегодня большую тревогу вызывает возросшее число са­моубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, поте­ряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христи­анская мораль на протяжении веков учила — когда трудно, неуют­но, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личнос­ти. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культу­ры, воспитанности многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безгра­ничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответствен­ность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послуша­ние в школе необходимо, это одно из условий плодотворного вос­питания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребе-

нок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее та­кие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрез­вычайно актуальны в системе современного нравственного воспи­тания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи — далеко не пол­ный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивает­ся ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого чело­века: он деградирует духовно и физически. Идет процесс само­уничтожения. Нравственные критерии всегда должны стоять вышевсех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Эстетические и физкультурные воспитательные дела.Эстетичес­кие (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетичес­кой воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной пред­полагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Важнейший компонент эстетического восприятия — эмоциональ­ность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эсте­тического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем мо­лодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение про­изведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не­достаточно. Надо уметьвидеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время про­гулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю реко­мендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный трудосновной вид труда школьников. Важно разви­вать в нем способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежеднев­ной трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства. Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искус­стве, в конкретной форме отражает типические явления окружаю­щей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство сво­ей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю лю­дей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средст­вами искусства всегда привлекательно и действенно.

Доминирующая цель ВД физкультурной направленностивыте­кает из уже известных нам задач физического воспитания: 1) укре­пление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двига­тельных качеств (силы, ловкости и т. д.); 5) воспитание нравст­венных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т. д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических уме­ний и навыков. Такое разнообразие ВД позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Очень важна гимнастика перед занятиями(утренняя физзаряд­ка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физичес­кие упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность ут­ренних физкультурных упражнений зависит от их систематичнос­ти и организации. Учитель физкультуры заранее составляет ком­плексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности. При этом обязательно принимаются во внима­ние особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упраж­нения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными иг­рами для всего класса.

К постоянным воспитательным делам относятся и физкультми­нутки (физкулътпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособ­ность. При хорошо организованном и методически правильном про­ведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-вос­питательном процессе.

Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность над­вигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвра­тить только немедленной и кардинально улучшенной природоохран­ной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природо­охранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просве­щению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стремле­ние хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная рабо­та в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. ВД — этоформа организа­ции и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, спор­тивно физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела — комплексная.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет, любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи: проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

² Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

² Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.

 

Вопросы и задания

1. Что такое формы воспитания?

2. Перечислите три наиболее общие группы форм воспитательной работы.

3. В чем заключается характерное отличие воспитательного мероприятия от воспитательного дела?

4. Какие существенные признаки игры свойственны формам воспитания?

5. Какие классификации форм воспитания вам известны?

6. Назовите виды воспитательных дел.

7. Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?

8. Какие дела относятся к этическим?

9. Какие воспитательные дела относятся к эстетическим, физкультурным, трудовым?