Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата уча­щихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с боль­шим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тес­ную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) рабо­ты. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возмож­ность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организации иная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучае­мого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для вос­питания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Урок как организационная форма обучения — явление дина­мическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенден­ции развития педагогического процесса в направлении его целос­тности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социаль­ном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной дея­тельности, направленным на формирование активно-положитель­ного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование ди­алогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и ин­дивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и, особенно, коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьирова­нии типов и в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку до­машнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом вни­мании к организации самостоятельной работы, увеличении вре­мени на нее.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в требованиях

Общие требования к уроку:

Ø использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

Ø оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил;

Ø обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

Ø установление межпредметных связей;

Ø связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников;

Ø мотивация и активизация развития всех сфер личности;

Ø логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

Ø эффективное использование педагогических средств;

Ø связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников;

Ø формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

Ø формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;

Ø тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Дидактические требования к уроку:

ü четкое определение образовательных задач каждого урока;

ü рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

ü внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

ü разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

ü творческий подход к формированию структуры урока;

ü сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;

ü обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

ü научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования:

ü определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

ü постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

ü воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;

ü внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;

ü гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.

Развивающие требования:

a формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

a изучение и учет развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;

a проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии;

a прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Гигиенические требования:

Ø температурный режим.

Ø физико-химические качества воздуха (проветри­вание помещения).

Ø освещение.

Ø предупреждение утомления и переутомления.

Ø чередование видов деятельности.

Ø современное и качественное проведение физкульт­минуток.

Ø соблюдение правильной рабочей позы учащихся.

Ø соответствие росту учащихся классной мебели.

Помимо урока как основной формы обучения в практике широко используются и дополнительные формы, к которым относятся: экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия. В последнее время появляются факультативы, клубы по интересам, которые служат задачам индивидуализации обучения и развития интересов учащихся.

Вопросы и задания

1. Определите, чем орбъясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе?

2. Сформулируйте основные требования к уроку.