Педагогика начального образования

Раздел 2

Литература для самостоятельной работы

Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве

Нормативно-правовое обеспечение образования

Глава 5

Литература для самостоятельной работы

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

3. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.

4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.

5. Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов. – М., 1995.

 

Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений региональных и муниципальных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы. Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов определяется прежде всего правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией РФ.

Очевиден приоритет международных и федеральных (в пределах компетенции РФ) норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.Федеральным законодательством установлено, что международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности, связанной с отставанием страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. Следует признать, что российская система образования способна конкурировать с системами передовых стран.

Основные принципы государственной политики в России определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025г., а также в Федеральной программе развития образования. Концепция модернизации российского образования до 2010г. связана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии модернизации образования.

Руководитель любой школы обязан осуществлять свою деятельность на безупречной правовой основе. Центральное место в нормативно-правовом обеспечении деятельности школы принадлежит Закону РФ «Об образовании». Только на основе закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие. Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты

Федеральными нормативно-правовыми документами и актами, в том числе и об образовании, устанавливается правовой статус современной общеобразовательной школы, права и обязанности участников образовательного процесса, осуществляется правовая регламентация деятельности школы, правовое регулирование труда работников ОУ, финансирование и материальное оснащение школы, предусматривается порядок организации надзора, контроля и инспектирования деятельности общеобразовательной школы.

Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» разработаны Положения о лицензировании образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, которые устанавливают на единой нормативной и организационно-методической основе порядок аттестации и аккредитации образовательных учреждений, лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями и научными организациями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это – компетенция образовательного учреждения. За органами образования – рекомендации и контроль. Минобразования России отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы: определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом; определение задач и функций государственно-общественных форм самоуправления образовательного учреждения; соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Уставы являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений. Пункт 1.7 «б» ст.13 «Устав образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются «структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности». Поэтому необходимо определить:

· какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

· каковы их функциональные управленческие связи;

· действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения (п.2 ст.35 Закона РФ «Об образовании»). Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Состав документов, образующихся в процессе деятельности общеобразовательного учреждения, определяется: его компетенцией и функциями; кругом управленческих действий; порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный); характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями. Следует иметь ввиду, что самостоятельные разработки ОУ не могут и не должны противоречить законодательству Российской Федерации в области образования.

В состав документов общеобразовательного учреждения входят:

· организационные документы (устав общеобразовательного учреждения; договор с учредителем; положения о подразделениях; должностные инструкции сотрудников; структура и штатная численность; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка);

· распорядительные документы (приказы, инструкции);

· информационно-справочные документы (протоколы, планы, отчеты, справки, акты, докладные и объяснительные записки, письма, телеграммы и телефонограммы, договоры, трудовые соглашения, контракты и др.).

Документы, как правило, должны оформляться на бланках общеобразовательного учреждения, соответствующих стандарту, иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны, перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным Законом РФ «Об образовании» самоопределением образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

Процесс демократизации общества, сопровождающийся активной интеграцией России в сообщество европейских государств, заставляет по-новому переосмыслить международные документы по проблемам детства, прав ребенка, воспитания в духе мира, прав человека и демократии. Международные документы, в частности ООН и ЮНЕСКО, имеют рекомендательный характер для тех государств, которые их приняли. Однако они представляют интерес не только для каждой страны при разработке законодательных актов, принципов и механизмов их действия и реализации, но и для каждой школы, т.к. служат целям укрепления мира и демократии как на национальном, так и на международном уровнях.

Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена в женевской Декларации прав ребенка 1924г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г., признана во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставных и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту и помощь. В Декларации прав ребенка указывается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в ООН, подчеркивается, что всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран. В рекомендациях Комитета министров государств – членов Совета Европы о преподавании и изучении прав человека в школах определена роль средней школы в подготовке молодежи к жизни. В данном документе отмечается, что школы являются сообществами, которые могут и должны стать примером уважения каждой личности, а также примером терпимости и равенства шансов.

Всеобъемлющий свод международно-правовых норм для защиты и обеспечения благополучия детей содержит Конвенция ООН о правах ребенка (1989), единодушно принятая генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная Государственной Думой РФ. Объектом особого внимания, заботы общества называются проблемы социально депривилегированных групп детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушителей и т.п. Этот правовой документ высокого международного стандарта провозглашает ребенка субъектом права, гражданином с момента рождения; обязует каждое государство, ратифицирующее Конвенцию, привести национальную законодательную базу в соответствии с данным международным актом; определяет правовые нормы ответственности государства за ее осуществление; вводит механизм контроля. Это и педагогический документ, осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимость его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества.

Чрезвычайно важное положение этого документа заключается в том, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Подчеркивается важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития каждого ребенка. Отмечается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В Конвенции определяется ряд универсальных правовых норм в отношении защиты детей от беспризорности, жестокого обращения и эксплуатации, а также норм, гарантирующих им их основные права человека, включая право на жизнь, развитие и полноценное участие в социальной и культурной жизни, получение полноценного образования и доступ к прочим сферам жизни, необходимым для их индивидуального развития и повышения благосостояния.

За почти 15 лет, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции Российской Федерации о защите материнства, детства и семьи государством (ст.38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции. Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено.

В России интересы ребенка признаны важнейшими приоритетами семейной политики. Учитывая современную социально-экономическую ситуацию в стране в 1993г.было издано несколько указов Президента РФ: «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», который проблемы детства признал приоритетными на всех уровнях общественного планирования и развития; «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав»; «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества».

Государственной Думой принят Федеральный закон «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (21.05.99). В Законе РФ «Об образовании», в «Основах законодательства РФ о культуре» специальные статьи предусматривают реализацию прав ребенка, создание льготных условий для нуждающихся. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.98) закреплены гарантии прав ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка на охрану здоровья, отдых, профессиональную подготовку и занятость, защиту в трудной жизненной ситуации.

Вопросы и задания

1. Что такое правовая норма?

2. Назовите основные нормативно-правовые документы и акты, которыми обязан руководствоваться директор школы?

3. Чем определяются смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов?

4. Что является основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений?

5. Перечислите международные и федеральные документы по проблемам детства, прав ребенка.

6. Раскройте содержание основополагающего (на ваш взгляд) документа по проблемам прав ребенка.

 

1. Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

2. Декларация прав ребенка // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

6. Конвенция о правах ребенка // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

7. Концепция модернизации российского образования до 2010г. // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. // Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.:Айпис-Пресс, 2005.

9. Поташник М.М. Управление современной школой. – М., 1992.

10. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».