Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль

 

К основным функциям внутришкольного управления относятся: целеполагание, планирование, организация,контроль.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью по­стоянного развития, движения педагогической системы.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обще­ством. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика.

Цель управленческой деятельнос­ти — это начало, которое определяет общее направление, содер­жание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в уп­равлении педагогическими системами состоят в том, что при раз­работке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленчес­кой деятельности с возрастными и индивидуально-психологичес­кими особенностями учащихся, когда педагогические цели, по утверждению Л.И. Божович, должны явиться результатом воплоще­ния требований, предъявляемых человеку обществом, в конкрет­ные требования к его интересам, стремлениям, чувствам и поступ­кам. При определении «дерева» целей управления необходимо об­щую, или, как говорят, «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генераль­ную цель. Таким образом, достижение общей, «генеральной» цели зависит от выполнения составляющих ее частных целей.

Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комп­лексно-целевому планированию, позволяющему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа не упрощен­ная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3—4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллекти­вом школы.

Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований:

· целевая направленность

· перспективность

· комплексность

· объективность.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов:

─ перспективный,

─ годовой

─ текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учеб­ный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, он являет­ся конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким обра­зом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского кол­лективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учи­теля, дети, родители, представители общественности.

В числе важнейших организационных форм управлен­ческой деятельности:

Ø совет шко­лы,

Ø педагогический совет,

Ø совещание при директоре,

Ø совещание при заместителях директора школы,

Ø оперативные совещания,

Ø ме­тодические семинары,

Ø заседания комиссий, клубов,

Ø заседания учкома и др.

Педагогические совет школы создается в соответствии с Вре­менным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Ра­ботой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируется, но они дополня­ют друг друга.

Педагогический совет — это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван ре­шать вопросы, связанные непосредственно с организацией учеб­но-воспитательного процесса, определением путей его совершен­ствования.

Деятельность педагогического совета направлена на ре­шение следующих задач:

· обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требовани­ям государственных стандартов, и внедрение форм и методов

· учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;

· обсуждение работы коллектива школы по выполнению пер­спективных годовых, текущих планов, обсуждение каче­ства учебно-воспитательной работы;

· организация работы по повышению квалификации учите­лей, воспитателей, развитию творческой активности, фор­мированию инновационной среды в педагогическом кол­лективе, по изучению, обобщению и распространению пе­редового педагогического опыта;

· проведение аттестации педагогических работников с уче­том мнения учителей, учащихся, родителей, внесение пред­ложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образованием о присвоении категорий, званий, разрядов;

· рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на ста­жировку, на курсы повышения квалификации, в аспиран­туру, представление лучших учителей к различным фор­мам морального и материального поощрения;

· определение основных направлений взаимодействия шко­лы с научно-исследовательскими учреждениями и учебны­ми заведениями, государственными и общественными орга­низациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.

Совещания при директоре являются обязательными для преподавателей, администрации, но на них могут пригла­шаться и другие педагогические работники. Характер обсужда­емых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса: вопросы успеваемости, соблюдение правил поведения, организация внеурочной деятельности. На совещаниях при директоре может рассматриваться работа от­дельных учителей, выполнение ими стандартов образования, си­стема работы учителей по развитию творческой активности учащихся и др. Периодичность проведения таких совещаний уста­навливается директором школы.

На совещаниях при заместителях директора школы рас­сматриваются текущие вопросы, входящие в их административную компетенцию. Время проведения подобных совещаний устанавли­вается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необхо­димой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть со­вещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относит­ся также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных со­ревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий и др. Оперативная организаторская работа директора шко­лы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встре­чи с родителями, представителями общественности, трудовых кол­лективов.

Эффективной формой участия детей в управлении шко­лой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жиз­ни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повы­шает оперативность в осуществлении принятых решений.

Эффективность использования организационных форм управ­ления школой прежде всего определяется их подготовленностью, целенаправленностью.

Фун­кция контроля во внутришкольном управлении, несмотря на достаточно основательную разработанность, остается сложной и трудоемкой. Трудоемкость контроля объясняется от­сутствием обоснованной системы критериев оценки образователь­ного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значе­ние контроля в управлении современной школой особенно возрас­тает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. С реоргани­зацией управленческих структур в образовании инспекторские функции за деятельностью учителей возложены на директора и его заместителей.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно заметна связь с функцией педагогического ана­лиза, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа.

Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков.

Во-пер­вых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля между директором и его заместителями, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещен­ных уроков или занятий.

Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контро­ля, отсутствуют или не используются объективные критерии оцен­ки.

В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понима­емого как контроль какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учеб­ный процесс или только уроки русского языка и математики и др.

В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или наоборот, недо­статочное участие представителей администрации.

К числу требований в организации внутришкольного контроля относятся:

Ø система­тичность — данное требование направлено на регулярное прове­дение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса;

Ø объектив­ность — проверка деятельности учителя или педагогического кол­лектива в соответствии с требованиями государственных стандар­тов и образовательных программ, на основе выработанных и согласо­ванных критериев;

Ø действенность — результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков;

Ø компетентность проверяющего — знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозиро­вать развитие результатов контроля.

В литературе по педагогическому управлению (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:

· выполнение организационно-педагогических вопросов все­обуча;

· качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

· качество знаний, умений и навыков учащихся;

· уровень воспитанности учащихся;

· состояние преподавания учебных дисциплин, реализую­щих образовательные, воспитательные и развивающие фун­кции обучения;

· состояние и качество организации внеурочной воспитатель­ной работы;

· работа с педагогическими кадрами;

· эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

· исполнение нормативных документов и принятых реше­ний.

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, под­готовленных государственными органами управления образовани­ем или администрацией школы, конкретизируется каждое указан­ное направление контроля.

Пробле­ма классификации видов, форм и методов внутришкольного кон­троля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и прак­тике.

В известной книге М.Л. Портнова «Труд руководителя шко­лы» выделяется три вида контроля:

û предварительный,

û текущий,

û итоговый.

Н.А. Шубин, объединяя в одной классификации фор­мы и методы, дает их следующее сочетание:

¨ обзорный предвари­тельный,

¨ персональный,

¨ тематический,

¨ фронтальный,

¨ классно-обобщающий.

Среди педагогов — теоретиков и практиков — широко извест­на классификация видов и форм внутришкольного контроля, пред­ложенная Т.И. Шамовой. Эта классификация структурно выдер­жана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, предлагаемые виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса. На этом основании выделяются два вида контроля:

ä тематический

ä фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго­гического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следо­вательно, содержание тематического контроля составляют различ­ные направления педагогического процесса, частные вопросы, вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большо­го количества участвующих в проверке при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2—3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель­ности отдельного учителя, например проведении аттестации изуча­ются все направления его работы — учебной воспитательной обще­ственно-педагогической, управленческой. При фронтальном конт­роле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образователь­ного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная де­ятельность и др.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического кол­лектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля:

Ø персональный,

Ø классно-обобщающий,

Ø предметно-обобщающий,

Ø тематически-обобщающий,

Ø комлпексно-обобщающий.

Многообразие форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических кол­лективов, рассмотреть различные направления работы школы, ра­ционально использовать фактор времени, избежать возможных пе­регрузок руководителей школы и учителей.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как:

· изучение школьной документации,

· наблюдение,

· бесе­ды,

· устный и письменный контроль,

· анкетирование,

· изучение пе­редового педагогического опыта,

· хронометрирование,

· диагности­ческие методы,

т.е. такие методы, которые позволяют получить не­обходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то дол­жны по возможности использовать различные методы контроля.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного конт­роля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнооб­разных форм и методов возможно при условии четкого, обоснован­ного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления обра­зованием.

 

Вопросы и задания

1. Что относят к основным функциям внутришкольного управления?

2. В чем сущность функций целеполагания и планирования?

3. Назовите различные виды планов работы школы. В чем заключается их взаимосвязь?

4. Охарактеризуйте содер­жание годового плана работы школы. Перечислите ос­новные его разделы.

5. Каково основное содержание организаторской деятельности ру­ководителей школы?

6. Дайте характеристику деятельности педагогического совета шко­лы, совещания при директоре школы, ученического комитета.

7. Как связаны контроль и регулирование с другими функциями внутришкольного управления?

8. Охарактеризуйте виды, формы и методы внутришкольного контроля?