Управление образовательными системами
Глава 3
Литература для самостоятельной работы
Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
Педагогические технологии
Литература для самостоятельной работы
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики – М.: УРАО, 2000.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.- Самара: СГПИ, 1994.
5. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики.- Самара: Изд-во СИУ, 1998.
6. Педагогика /Под ред. И.П. Пидкасистого – М.: Роспедагенство, 1995.
7. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.
8. Педагогика /С.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа- пресс, 2000.
9. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. - М., 2000.
10. Подласый И.П. Педагогика начального образования. – М.: Владос, 2002.
11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.- М.: Пед. общество России, 1999.
глава 2
Технология – термин, который означает совокупность знаний о способах и средствах обработки чего-либо. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий.
Своим происхождением технология в педагогике обязана реализации педотехнических идей, высказанных на рубеже ХХ в. родоначальниками прагматической психологии и педагогики (такими, как У.Джеймс, С.Холл, В. Торндайк,, В Килпатрик), представителями индустриальной педагогики (Ф.У. Тейлор, Ф.Б. Гилберт)». В результате влияния различных идей и теорий (программированного обучения, алгоритмизации обучения, теории коммуникации и др.) совокупность педотехнических приемов превращается в педагогическую технологию.
Зародившись в 60-70-е г.г. ХХ в. как новое направление, технологический подход к воспитанию и обучению привлекает педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательного процесса. Свое развитие он получил, прежде всего, в США, Англии, Японии, Испании, где начинают издаваться журналы по данным вопросам, а затем распространяется и в других странах.
По свидетельству Т.А. Ильиной термин «педагогическая технология» (educatijnal technology) появляется в начале 60-х г.г. на страницах зарубежной печати и в названиях ряда зарубежных педагогических журналов. Боголюбов В.И. рассматривает эволюцию (трансформацию) понятия – от технологии в образовании − к технологии образования и затем − к педагогической технологии.
Отечественные педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в УВП. Многих смущал сам термин, который как будто оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес возрастал, обнаружилась тенденция к накоплению новых технологий в образовании. В Казани под руководством М.И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное, − технологическая грамотность педагогов росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов (напр.: В.Ф.Шаталов).
Внедрение технологий воспитания и обучения в педагогическую практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М. Кларк, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов, Ф. Янушевич и др.).
Были сформулированы главные признаки технологизации УВП: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания, вынесение учебно-воспитательного процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации, упорядочение учебно-воспитательной системы (Т.С. Назарова)
Однако в педагогике в понимании термина до сих пор нет определенности. В педагогической литературе накопилось более 300 определений понятия. Спор о сущности его продолжается до сих пор. В литературе как синонимы используются термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии обучения и воспитания» и т.п. Рассмотрим некоторые из них.
Педагогические технологии, в определении Б.М. Бим-Бада, представляют собой совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Педагогическая технология, по А.К. Колеченко – набор операций по конструированию, формированию и контролю ЗУН-ов и отношений в соответствии с поставленными целями.
Б.Т. Лихачев называет педагогическую технологию органзационно-методическим инструментом педагогического процесса, В.П. Беспалько – содержательной техникой реализации учебного процесса.
По мнению Г.М и А.Ю. Коджаспировых, педагогическая технология служит конкретизацией методики, она представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. рассматривают педагогическую технологию как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Причем В.А. Сластенин подчеркивает, что поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.
С точки зрения С.В. Кульневич, технология является моделью (алгоритмом) реализации педагогической концепции. При этом следует отметить, что одни технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).
В.А. Сластенин выделяет существенные признаки педагогических технологий:
Æ Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
Æ Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
Æ Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Æ Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
Æ Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии измерения результатов деятельности.
При разработке и использовании в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий должны учитываться определенные требования и принципы.
А.К. Колеченко выделяет следующую систему требований:
Ø цели должны быть конкретны и измеримы;
Ø операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать);
Ø операции должны иметь законченный процесс по достижению цели;
Ø субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму;
Ø свобода учителя возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению цели;
Ø творчество предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций и действий, поскольку на реализацию технологии влияют много факторов, связанных с особенностями педагогов и учащихся.
Рассматривая педагогическую технологию на уровне «тонких» операционных прикосновений к личности как важный элемент профессионализма, Щуркова Н.Е. предлагает принципы педагогических технологий:
a общие (субъектности, ценностности, системности);
a частные (свободы выбора, амплификации, «здесь и сейчас»),
a дополнительные (поля личностного влияния, свободы выбора – ненасилия).
Под амплификацией Щуркова Н.Е. понимает технологический принцип, сообщающий о постоянной объективной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств, в том числе психофизического аппарата. Амплифицировать – значит добавить чуть больше средств выразительности, чем в обыденной действительности.
Представляют интерес принципы конструирования и применения педагогических технологий учебного процесса, предложенные А.К. Колеченко.
· Принцип воспитывающего обучения. Стратегическими целями любой педагогической технологии учебного процесса должны быть личностные характеристики (относительно устойчивые и постоянные, высоко обобщенные отношения как психический материал).
· Принцип развивающего обучения. При конструировании педагогических технологий учебного процесса после воспитательных эффектов желательно проектировать и реализовывать развитие. У учащихся должен быть прирост в психических операциях либо в состояниях в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Проявлением этих эффектов могут быть физические действия.
· Принцип успеха. Создание ситуации успеха стимулирует ребенка к достижению все больших результатов: «…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы (У. Глассер. Школа без неудачников. М., 1993. С.17).
· Стопроцентная обратная связь, контроль постоянный, не выборочный.
· Принцип регулярного повторения.
· Принцип оптимального психического напряжения. И для учеников и для педагогов. Желательно передать учащимся как можно больше полномочий. Это технологии включения учащихся в управление учебным процессом: ученик-учитель, взаимоконтроль, цепочка, взаимодиктант и т.п.
· Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
· Принцип «Все что могут делать ученики – не должен делать педагог»
Н.В. Кузьмина выделяет функциональные компоненты деятельности педагогов в педагогической технологии:
ü Гностический – познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся, принципов и технологий проведения обучающих и воспитывающих занятий. Также – набор операций по анализу эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейших.
ü Проектировочный – проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств. Проектирование должно осуществляться с учетом половых различий.
ü Конструктивный – набор операций по подготовке предстоящего занятия.
ü Коммуникативный – набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися.
ü Организаторский – набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися. Организаторский и коммуникативный компоненты тесно связаны друг с другом.
В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко:
Æ По уровню применения выделяются – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
Æ По философской основе – научные (сциентические), гуманистические, антропософские, прагматические, экзистенциальные и др.
Æ По ведущему фактору психического развития технологии могут быть биогенными, социогенными, психогенными и др.
Æ По научной концепции усвоения опыта выделяются ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, развивающие, суггестивные и технологии нейролингвистического программирования.
Æ По ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные, технологии саморазвития, эвристические, прикладные.
Æ По характеру содержания и структуры называются технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманитарные и технократические, монотехнологии, комплексные и проникающие.
Æ По типу организации и управления познавательной деятельностью: взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), ручным (вербальным) или автоматизированным (В.П. Беспалько).
В принципе не существует монотехнологии, которая бы использовала только какой-либо один фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Поэтому одна и та же педагогическая технология может входить в различные классификационные группы
Рассмотрим некоторые из педагогических технологий. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Компьютерные или информационные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.
Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку на основе модулей.
Вопросы и задания
1. Что такое педагогическая технология?
2. Что означает неоднозначность трактовки понятия?
3. Назовите основные признаки педагогических технологий.
4. Раскройте принципы конструирования и применения педагогических технологий.
5. Дайте характеристику основных педагогических технологий.
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - № 2.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1996.
3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия /Сов педагогика.- 1991.- №9. с.123-128.
4. Воронин А.М., Симоненко В.А. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1996.
5. Кан-Калик В.А., Никаноров Н.Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.
6. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М., 1997.
7. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат. – М.: 2001.
10. Основы педагогического мастерства /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1996.
11. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1994.
12. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. .М. Бим-Бад. – М., 2002.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Школьные технологии.- 1998.- № 2.
14. Сластенин В.Л., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: 2004.
15. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника.- М., 1992.
16. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
17. Юдин В.В. Педагогическая технология.- Ярославль, 1997.