Изобретения машин, возникающих в результате упрощения операций в мануфактурном производстве.

Вследствие экономии времени при переходе от одной операции к другой.

Вследствие увеличения ловкости каждого отдельного рабочего, выполняющего отдельную операцию.

А. Смит о разделении труда

 

«Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, – писал А. Смит, – явились, по-видимому, следствием разделения труда (курсив наш)».

Будучи экономистом мануфактурного периода, он берет разделение ручного труда в обществе за исходный пункт своего анализа. Ввиду не столь очевидного проявления разделения труда в обществе, А.Смит иллюстрирует его на примере мануфактуры по изготовлению булавок. Этот пример используется в качестве иллюстрации того, почему разделение труда ведет росту его произ- водительности.

Разделение труда больше проявляется в промышленности, чем в земледелии, в силу специфики отрасли, которая не допускает многообразного разделения. Отсюда, промышленно развитые страны будут иметь значительные преимущества в экономическом развитии, но не в сельском хозяйстве, где разделение труда слабо развито. Причины роста количества работ при ручном разделении будет рази­тельно отличаться по сравнению с отраслями, где труд слабо разделен. Рост производительности труда в случае его разделения даже при использовании ручного труда, как особенности мануфактуры, может возрастать. За счет чего? Прежде всего за счёт следующего:

Всё это приведёт к значительнойэкономии времени на изготовление продукта, а следовательно, к резкому повышению производительности труда в ряде случаев в 30 – 50 раз. Изобретение машин делает выполнение работ более качественным и приводит к непрерывному процессу усовершенствования машин. Сначала самим рабочим (см. пример с мальчиком усовершенствовавшим паровую машину), а затем, становится делом специальной группы людей – механиков. Постепенно разделение труда проникает в науку, выделяя особые профессии, например, физики, химики, биологи и т.д. Специализация, проникая в науку, позволяет достичь учёным больших высот в отдельных отраслях знаний.

В последствии, А.Смит отметит и плату человечества за такой прогресс, в первую очередь, физическое уродство работника, связанное с его однообразными движениями на одной технологической операции в процессе производства (например, развитие одной руки больше, чем другой). Вторым негативным последствием являлся его профессиональный идиотизм, связанный с выполнением простых однообразных операций, отупляющих работника. В качестве борьбы против этого, А.Смит рекомендовал правительству Англии вводить начальное образование рабочих.