Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы со смешанной экономикой.

Социальные системы со смешанной экономикой получили свое рас­пространение в середине XX в. и отражали реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике.

Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой:

- распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (т.е. в рыночных отношениях), но при существенной роли госу­дарственных органов власти и управления, которые: 1) определяют правовую основу владения имуществом и функциониро­вания рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая под­робные правила деятельности предприятий; покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образо­вание, дороги и т.д.; 2) осуществляют социальное обеспечение граждан; 3) финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом, влияя на цены, процентные ставки, производство; 4) осуществляют контроль над налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию в контроле за количеством денег в экономи­ке, тем самым внося коррективы в колебания экономического цикла;

- соотношение права и экономики определяется сле­дующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регули­рования является достойное существование всех членов общества. Пра­во - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

В разных странах и регионах складываются различные мо­дели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга особенностями национального рынка и государственного регулирования. Россия се­годня представляет собой социальную систему со смешанной экономи­кой, наиболее существенными чертами и особенностями которой являются:

- постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

- утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

- изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

- постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;

- резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;

- последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерскими отношениях;

- усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры;

- быстрое возрастание значения финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных отраслей права, непосредственно связанных с развитием экономики.

Несмотря на то, что в переходный период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.